За время публикации моих статей на портале Праворуб с 2010 по 2019 годы уже стало традицией к 1 мая публиковать статьи, посвященные «дню труда».
Вот и в этом году читателю предлагается материал, к публикации которого меня сподвигло недавнее обращение ко мне моего старого, проверенного и надёжного доверителя с вопросами в области трудового права.
По мере того, как деятельность моего доверителя вышла за рамки Германии и стала завоёвывать другие рынки ЕС, на этот раз мой доверитель задал вопрос о трудовом праве Швейцарии.
Как всегда, при входе на другой рынок предпринимателю следует провести не только подготовку коммерческого характера по изучению насыщенности рынка, наличию сегментации и ознакомлению с конкурентами, но и подготовку правового характера, чтобы с первого же своего шага не стать объектом преследования гос. органов и структур.
Разумеется, этими «азами» международной коммерческой практики мой доверитель уже давно владел и, как много лет назад, обратился ко мне с правильным вопросом: «Нужно проработать возможность задействования наших сотрудников в Швейцарии...».
И вот, теперь отрывками моего ответа могут пользоваться все пользователи интересующиеся подобными темами или предприниматели, которые только врабатываются в тему в своих предстоящих коммерческих действиях.
И так, первый этап: разведка.
Вы собрались снарядить, то есть командировать сотрудника в Швейцарию и предоставить ему те или иные полномочия, дав ему конкретные задания.
И уже здесь возникает первый многосложный вопрос: задания основаны на уже существующем договоре с компаниями из Швейцарии или все задания «внутренние», задания являются управленческо-аналитические или требуют затрат трудовых навыков, осуществления той или иной деятельности командированного?
Прежде чем вдаваться в подробности норм швейцарского права, следует отметить, что все они (нормы трудового и миграционного права Швейцарии) так или иначе учитывают принципы Европейской Директивы о Командировании Сотрудников (Еuropäische Richtlinie über die Entsendung von Arbeitnehmer, 96/71/EG).
На основе этой европейской нормы, в Швейцарии с 1999 года существует Закон о командировании иностранных работников, (Entsendegesetz, EntsG).
При этом следует отметить, что этот швейцарский закон на много старше аналогичного, введённого в Германии только в 2009 году Закона о Командированных Работниках (AEntG), о котором я уже многократно упоминал в моих публикациях ранее.
Для опытного юриста уже этот факт означает, что вся прецедентная практика, работа и сотрудничество разрешающих и контрольных ведомств более отточены и имеют более богатую историю правоприменения и практического взаимодействия.
Отсюда и более тонкое разграничение конкретных обстоятельств и «параметров», которые относятся к командированному работнику. Применимый процесс заблаговременного уведомления в Швейцарии имеет свои особенности.
Так, в отличие от немецкого закона, в швейцарской норме существует два правовых понятия: «регистрация» и «разрешение» (Bewilligung / Meldung).
Какой вид допуска командированного сотрудника применим в конкретном случае зависит так же от целого ряда обстоятельств, например
— из какого государства, где зарегистрирована компания, командируется работник,
— является ли работник гражданином того же государства, что и место регистрации компании или для того государства он является «иностранцем»,
— разрешение на трудовую деятельность для такого работника существует в стране регистрации компании или в стране, гражданином которой является работник.
Иными словами швейцарские номы давно предусмотрели ситуацию, когда например кипрская или немецкая компания собралась «забросить» в Швейцарию в виде командированного гражданина например Таджикистана, Марокко, Нигерии или России.
Для упрощения же «сортировки работников» по странам и точного описания, какой процесс для каких граждан и компаний предусмотрен (см. выше: регистрация / разрешение), в законе использованы термины, которые легко поддаются «обгугливанию» на предмет «а шо цэ» или «а шо это».
Так за правовым термином "EU-27/EFTA" скрывается конкретный список государств, а под термином «третие страны» (Drittländer) закон подразумевает весь остальной мир.
При этом, тут же вспоминается шутка кулинарных гурманов, которые говорят: «Есть швейцарский шоколад, а есть остальные шоколадные продукты. Есть натуральный молотый кофе, а есть напитки в виде порошка или жидкости от компании Нестле».
Возвращаясь же к нашим законам, распределяющим, «кто есть кто относительно шоколада», следует так же указать на то, что важен и вид работ, осуществляемых командированным.
Так, в приложении к закону существует целый список сфер деятельности, которые напрямую влияют на выбор обязательной регистрации или получения разрешения для командированного.
Примечательно, что в отличие от списка аналогичного немецкого закона, на ряду с такими видами деятельности как
— строительная и строительно-оформительная,
— обслуживающая, ресторанная и кулинарная,
— туристические и прочие,
швейцарский список содержит такие «особые» виды трудовой деятельности, как
— цирковое и актёрское искусство,
— сфера эротических услуг и
— охранная деятельность.
Применение этих списков, наряду с указанными выше условиями и обстоятельствами конкретных компаний и работников, влияют на сроки и возможности задействования работника в Швейцарии.
Предусматриваются различные степени обязанности командирующей компании:
— от обязательного получения разрешения с первого же дня пребывания на территории Швейцарии
— до обычной (онлайн) регистрации за восемь дней до въезда и возможностью «трудиться» до 90 дней в году,
— от полного отсутствия обязанности регистрации
— до полного запрета осуществления трудовой деятельности работником в виде командированного в Швейцарии.
Разумеется, данный закон предусматривает как санкционные меры за нарушение процессов регистрации / получения разрешений, так и регулирует то, какие ведомства осуществляют контроль и знакомство с командированными лицами на территории Швейцарии.
За нарушения норм EntsG предусматриваются санкции, например от административных, в размере от 30 тысяч франков до уголовных штрафов в размере до 1 миллиона франков, а так же целый ряд мер по запрету компании вести любую деятельность на территории Швейцарии, включая возможные конфискации имущественных или денежных средств в счёт покрытия наложенных штрафных мер.
В заключении следует напомнить зарубежным компаниям, планирующим деятельность своих сотрудников в Швейцарии, что так же как и в Германии, в Конфедерации существует
— закон о минимальной заработной плате, интегрированный в закон о командированных сотрудниках,
— Закон об иностранцах (AuG) и
— Распоряжение о трудовой деятельности для иностранцев (VZAE), а так же
— Закон об аренде трудового ресурса (AVG).
Все эти нормы соответственно применимы в каждом конкретном случае использования трудовой силы в Швейцарии, в зависимости от конкретных обстоятельств зарубежных компаний и их коммерческих планов.
__________________________________________________________________________
V.Haupt, V.Haupt & Partner, Hannover, + 49-511-1613948 — о немецком праве на русском.