Пока из новых дел оконченных не имеется, да и несколько «подзастряло» продолжение споров против коллекторов с Ростовской области и БКИ, решил продолжить перенос публикаций на Праворуб своих публикаций с другого юридического сайта, чтобы собрать всё своё, с позволения сказать, портфолио на Праворубе.
На этот раз тема касается вопросов гуманитарного права, связанного с пандемиями, эпидемиями. Тем более, что данный казус произошёл во времена ковида. А теперь ещё нас пугают завозом лихорадки Марбурга. Наверное, специальным завозом…
В период, когда «никто не знал, что делать» поступила от сотрудника одного из органов государственной службы с Нижегородской области следующая задача: Необходимо трем гражданам КНР, у которых заканчивается срок действия визы, остаться в Российской Федерации, так как в них есть определенный интерес, о котором, как мы поняли, лучше умолчать. У одного гражданина КНР виза заканчивалась буквально через полтора дня, у двух других ближе к середине апреля 2020 года. И всё это осложнялось тем, что уже были перекрыты все границы в связи с пандемией коронавируса и перевозки иностранным компаниями не осуществлялись в том числе по территории Российской Федерации.
Для начала были выяснены некоторые подробности имеющейся ситуации. Затем изучен вопрос на предмет выяснения наиболее оптимального способа разрешения ситуация, исходя из имеющихся законодательных и нормативных правовых актов в Российской Федерации с учетом того факта, что относительно ковида по состоянию на февраль-март 2020 года толкового по разрешениям тех или иных ситуаций не принималось.
После исследования фактических обстоятельств дела, правового анализа действующего относимого к делу законодательства РФ в итоге была предоставлена консультация о том, что наиболее оптимальным способом разрешения возникшей с гражданами КНР ситуации является предоставление им временного убежища, согласно подп. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» — «не имеют оснований для признания беженцем, по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных соображений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации». Впрочем, как выяснилось, нужно было лишь подтвердить уже избранный вариант, который сотрудника органа государственной службы уже осуществляли. Им нужна была только уверенность в своих действиях (больше психологический фактор).
Так как определённый план действий уже реализовывался сотрудниками органа государственной службы, для которого данные застрявшие в России китайские строители строили новое здание, то составление данного плана не потребовалось. Тем более, что решения предпринимались и осуществлялись самими сотрудниками органа государственной службы в авральном порядке. Соответственно, и документы заполнялись уже сотрудниками органа государственной службы. Но также была и готовность при необходимости помочь в правильном заполнении пакета документов на временное убежище, учитывая, что в своё время был опыт работы с беженцами из Донецкой и Луганской областей Украины (в 2014-2016 годах), ставших впоследствии независимыми частичнопризнанными Республиками – ДНР и ЛНР, а в настоящее время входят в состав Российской Федерации. Решение в данном случае было за органом государственной службы (возможно, что правильнее будет говорить – государственной власти). Но, думаю, в успехе сыграл свою роль ещё и так называемый административный ресурс — хоть где-то от него польза.
На тот момент (2020 год) были сделаны следующие выводы: До тех пор, пока «застрявших» в Российской Федерации иностранных граждан не вывезут их посольства, у кого закончился срок визы или пребывания в Российской Федерации по иному основанию, необходимо решать вопрос самым эффективным способом – предоставление им временного убежища на территории Российской Федерации либо до их эвакуации из Российской Федерации «гуманитарными коридорами», либо до окончания пандемии коронавируса в Российской Федерации и введённых в связи с ней карантинных мер. При этом все иностранные граждане обязаны соблюдать в полном объёме предпринятые Российской Федерации карантинные мероприятия. Но возникает вопрос: «А что делать с гражданами Российской Федерации, в свою очередь, «застрявшими» в связи с коронавирусом за пределами Российской Федерации. Чем могут помочь юристы до тех пор, пока таких своих граждан посольства Российской Федерации не эвакуируют в Российскую Федерацию, используя те же «гуманитарные коридоры». А как это сделать покажет дальнейшая практика и тот опыт, который будет приобретен по данному вопросу. В разрешении вопроса также помог и опыт по решению проблем беженцев 2014-2015 годов из Украины, в более поздних годах из Сирии. А в 2020 году по проблемам гуманитарного правового характера в чрезвычайных обстоятельствах (неблагополучная санитарно – эпидемиологическая обстановка по пандемии коронавируса) показали всю важность и дальнейшую перспективу такого направления юристов, как практикующих и будущих, как гуманитарное право. В условиях правовых вызовов нашего времени – войны, локальные конфликты, [ специальные военные операции, контртеррористические операции], эпидемии, пандемии гуманитарное право необходимо развивать далее, принимать законодательные и нормативные правовые акты, всесторонне регулирующие задачи и вопросы гуманитарного права. И поступающим в юридические учебные заведения и на юридические факультеты необходимо выбирать не те специализации, по которым «рынок» уже перенасыщен, а специализацию, связанную с гуманитарным правом.
Тем более, что по гуманитарному праву в Российской Федерации ещё нет ни одной кандидатской или докторской диссертации. Но проблема состоит в том, что в России ВУЗов со специализацией «гуманитарное право», откровенно говоря, «раз – два и обчёлся». Даже Российская академия государственной службы при Президенте РФ не имеет такой специализации и этот недостаток следует исправлять.
Что касается вопроса будущих диссертаций в сфере гуманитарного права различных юристов, то стремительное развитие событий первого квартала 2020 года поставило юриста, взявшего на себя выяснение нюансов ситуации с гражданами КНР, перед довольно сложным выбором темы будущей диссертации – «Коллизии законодательства и разрешение споров между официально признанными и частичнопризнанными государствами и территориями, жителями таких государств и территорий в условиях «замороженного» конфликта» (реферат для поступления в аспирантуру по которой уже начала составляться) и «Правовая помощь иностранным гражданам, а также российским гражданам, оказавшимся на территории, охваченной пандемией [эпидемией]». Но вообще тему кандидатской диссертации, кто уже такую имеют, советуют выбирать ту по которой всю жизнь собираетесь работать, можно даже сказать – «всю оставшуюся профессиональную жизнь».
Первоначально публикация была опубликована в 2020 году на сайте консюрист.