Деловая репутация – что это?
Деловая репутация — это приобретаемая в процессе профессиональной или предпринимательской деятельности общественная оценка, общее или широко распространенное мнение о деловых качествах, достоинствах человека или юридического лица. Деловая репутация является нематериальным благом, защищаемым в соответствии с гражданским законодательством. Иски по делам данной категории вправе предъявить граждане и юридические лица, которые считают, что о них распространены не соответствующие действительности, порочащие сведения.
Кто ответит?
Ответчиками по искам данной категории могут являться как авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, так и лица их распространившие.
Если оспариваемые (по мнению истца – недостоверные) сведения были распространены в СМИ, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации.
Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации сроком давности не ограничены. Исключением является распространение в СМИ сведений о гражданине. В этом случае срок исковой давности составляет один год со дня опубликования таких сведений.
Защита деловой репутации юридического лица осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин, юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, требовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации, а также требовать возмещения убытков, причиненных распространением таких сведений.
Что важно знать?
По данной категории дел обстоятельствами, имеющими значение, являются:
— факт распространения ответчиком сведений об истце,
— порочащий характер этих сведений,
— несоответствие их действительности.
При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не будет удовлетворен судом.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Не соответствующие действительности – это какие?
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Таким образом сведения распространяемые о ком либо, в том числе негативные, должны быть подтверждены. Подтверждение может быть получено любым доступным для лица, распространившего такие сведения путем в соответствии с действующим законодательством. Иначе негативные сведения, не подтвержденные надлежащим образом, будут являться не соответствующими действительности.
Информация, содержащаяся в публичном доступе, например сведения о бухгалтерской отчетности организации, информация на официальных интернет-сайтах государственных и контролирующих органов также может являться доказательством действительности распространённых сведений.
А какие порочащие?
Если распространённые сведения не соответствовали действительности, но при этом не являлись порочащими – суд откажет в иске.
Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
Значит нельзя высказать свое мнение?
Предметом проверки при рассмотрении требований о защите деловой репутации в порядке ст. 152 ГК РФ могут быть:
— утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить;
— содержащиеся в оспариваемых высказываниях оценочные суждения, мнения, убеждения, если они носят оскорбительный характер.
Если оценочные суждения, мнения, убеждения, не носят оскорбительного характера, они не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ, поскольку, являются выражением субъективного мнения и взглядов ответчика и не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Субъективное мнение может носить критический характер и само по себе не свидетельствует о распространении ответчиком порочащих сведений в смысле ст. 152 ГК РФ; высказывания, носящие оценочный характер (критическое мнение, в том числе отрицательная оценка), предположения, выводы, выражения мнения не могут быть признаны недостоверной (не соответствующей действительности) и порочащей информацией.
Высказывай, но не оскорбляй!
Подтверждением факта оскорбления может являться например постановление о привлечении к административной ответственности ответчика за оскорбление (ст. 5.61 КОАП РФ). При этом привлечение лица к административной ответственности за оскорбление не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда.
При решении вопроса о том, носят ли оспариваемые истцом сведения порочащий характер, а также для оценки их восприятия с учетом того, что распространенная информация может быть доведена до сведения третьих лиц различными способами судом может быть назначена лингвистическая экспертиза или привлечен специалист-психолог.
Кто должен доказывать?
Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Лицо, распространившее те или иные сведения, освобождается от ответственности, если докажет, что такие сведения в целом соответствуют действительности. При этом не требуется доказывать соответствие действительности каждого отдельно взятого слова или фразы в оспариваемом высказывании. Ответчик обязан доказать соответствие действительности оспариваемых высказываний с учетом буквального значения слов в тексте сообщения. Установление того, какие утверждения являются ключевыми, осуществляется судом при оценке сведений в целом.
Факта распространения ответчиком сведений, порочащих деловую репутацию истца, недостаточно для вывода о причинении ущерба деловой репутации и для выплаты денежного возмещения в целях компенсации за необоснованное умаление деловой репутации. На истце, лежит обязанность подтвердить:
— наличие сформированной репутации в той или иной сфере деловых отношений (промышленности, бизнесе, услугах, образовании и т.д.);
— наступление для него неблагоприятных последствий в результате распространения порочащих сведений, факт утраты доверия к его репутации или ее снижение.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений. Юридическое лицо — только убытков (естественно наряду с опровержением)
Позиции судов – когда могут отказать в иске:
— если юридическое лицо не представило доказательств того, что размещение ответчиком признанных судом недостоверных сведений явилось единственным препятствием, не позволившим истцу получить доход от исполнения договора (постановление АС СЗО от 09.12.2022 г. по делу № А56-65882/2021)
— если оспариваемые сведения сообщены ответчиком суду при изложении своей правовой позиции при рассмотрении судебного спора в опровержение доводов своего процессуального оппонента, являются правовой позицией стороны по делу (постановление АС СЗО от 28.02.2024 по делу № А21-14609/2022)
— если в материалах дела отсутствуют доказательства и пояснения, свидетельствующие о сформированной репутации истца до нарушения, и доказательства, позволяющие установить наличие неблагоприятных последствий для предпринимателя в результате размещения спорной публикации (постановление АС СЗО от 20.10.2023 г. по делу N А56-57600/2022)
— если в спорных сообщениях не содержится утверждений о нарушении истцом действующего законодательства, порочащих деловую репутацию истца, а выражено субъективное мнение относительно определенных событий (постановление АС СЗО от 17.07.2023 г. по делу № А56-88841/2022)
— если спорные фразы являются выражением личного мнения и оценочными суждениями, не содержат информацию, порочащую деловую непосредственно организации (постановление АС СЗО от 19.06.2023 г. по делу № А56-116511/2021)
— если уведомление с оспариваемой информацией было направлено посредством корпоративной электронной почты только истцу, в удовлетворении иска будет отказано (постановление АС СЗО от 23.04.2024 по делу № А56- 7384/2023)
— если спорные обращения ответчика являются не распространением сведений, а способом реализации лицом конституционного права на обращение в уполномоченные органы, что не противоречит действующему законодательству (постановление АС УО от 22.08.2019 г. № А47-5376/2018)
Если Ваша деловая репутация нуждается в защите – звоните
+7-951-685-46-76 Елена Саутенкина, юрист Санкт-Петербург