Претензия – это направленное заинтересованным лицом его контрагенту обращение, содержащее предложение о надлежащем исполнении обязательства в добровольном порядке.
В случаях, предусмотренных законом или договором претензионный порядок является обязательным по гражданским спорам; а по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений — только в случаях, предусмотренных законом.
По общему правилу, истец вправе обратиться в суд с исковым заявлением по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (если иной срок не установлен в законе или в договоре).
Исполнение обязанности по соблюдению претензионного порядка является условием реализации права лица на обращение в суд.
Перечень категорий дел, по которым обязательный досудебный порядок урегулирования обязателен – весьма обширен, его можно посмотреть в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22.06.2021 № 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства», а в абзаце 4 части 5 ст. 4 АПК РФ указаны споры, по которым соблюдение досудебного порядка урегулирования не требуется.
Претензию также не нужно направлять если:
— встречное требование следует из ответа на претензию первоначального истца;
— по делу подается встречный иск;
— в ответе на претензию контрагент указал на имеющиеся у него требования;
— в дело вступил надлежащий ответчик или соответчик.
Течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка.
Претензия должна быть оформлена в письменной форме и подписана уполномоченным лицом. Вместе с тем, в судебной практике имеются случаи, когда суды принимают в качестве доказательств соблюдения претензионного порядка урегулирования спора также претензии, в которых подпись отсутствовала.
В претензии должны быть указаны: адресат и предъявитель претензии, обстоятельства, на которых заявитель претензии основывает свои требования, с приложением доказательств, в обоснование указанных требований, требования со ссылками на соответствующие нормы права и условие договора (если договор был), расчет претензии (если претензия носит денежный характер).
В претензии могут быть сформулированы требования: изменить или расторгнуть договор, исполнить обязанность, погасить долг или выплатить проценты и т.д.
В случае, если в обращении содержатся указание на конкретный материально-правовой спор, связанный с нарушением прав истца, и предложение ответчику его урегулировать, несовпадение сумм основного долга, неустойки, процентов, указанных в обращении и в исковом заявлении, само по себе не свидетельствует о несоблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Досудебный порядок урегулирования спора будет считаться соблюденным при обращении в суд с иском: о взыскании сумм основного долга и неустойки, даже если в претензии содержалось требование только в отношении суммы основного долга, к вновь возникшему юридическому лицу, при условии, что досудебный порядок урегулирования спора был соблюден в отношении правопредшественника юридического лица до завершения процедуры его реорганизации.
В судебной практике имеются случаи, когда суды принимают в качестве доказательств соблюдения претензионного порядка не только претензии, но и иные документы (исковое заявление, переписка сторон, акты сверки, уведомление об одностороннем отказе от исполнения (расторжении) договора и т.д.).
Что будет, если, в исковом заявлении отсутствуют сведения о соблюдении истцом претензионного порядка и к заявлению не приложены документы, подтверждающие его соблюдение?
Если в иске указано на соблюдение данного порядка, но доказательства его соблюдения не приложены, исковое заявление будет оставлено без движения, если нет ни указания, ни документов - исковое заявление будет возвращено.
Исковое заявление также подлежит возвращению если истец обратился в суд с иском до истечения 30 календарных дней со дня направления претензии (или иного срока, указанного в договоре или ФЗ).
По ходатайству ответчика суд оставит исковое заявление без рассмотрения если истцом не соблюден установленный законом или договором для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора. Такое ходатайство ответчика должно быть подано до представления ответчиком первого заявления (как правило это отзыв) по существу спора.
Однако, суд не оставит иск без рассмотрения, если ответчик ссылается на несоблюдение претензионного порядка только лишь с целью затянуть процесс.
Важно отметить, что претензию необходимо направить в срок, указанный в законе или в договоре. Если срок не установлен, то в пределах срока исковой давности.
Претензия может быть направлена по адресу, указанному в договоре или в ЕГРЮЛ.
Если исковые требования вытекают из отношений, связанных с деятельностью филиала (представительства) ответчика, досудебное обращение достаточно направить только по адресу филиала (представительства).
Обращение может быть вручено адресату лично, направлено ему посредством почтовой связи или иных служб доставки. Обращение может быть направлено как заказным письмом, так и ценным письмом с описью вложения. Если стороны не согласовали отправку претензии с описью вложения, ее можно направить заказным письмом.
Претензию также можно направить по адресу электронной почты, в социальных сетях и мессенджерах, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, договором, либо данный способ переписки является сложившейся практикой сторон. При этом необходимо представить суду скриншот страницы электронной почты, подтверждающий направление претензии по адресу электронной почты ответчика (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2022 по делу А56-87663/2021).
Юрист Елена Саутенкина
Санкт-Петербург
+7-951-685-46-76