В рамках настоящей статьи постараемся разобраться и ответить на сложные, терзающие всех нас вопросы:
1) Как составить эффективную жалобу в Верховный Суд РФ, которую он рассмотрит в судебном заседании?
2)По какому принципу Верховный Суд России отбирает жалобы для рассмотрения?
Перед тем как мы начнем, необходимо расставить все точки над ё:
1) Я обращался в Верховный Суд России всего 1 раз — поэтому всё сказанное ниже является моим мнением и может не соответствовать действительности.
2) Я написал свою жалобу самостоятельно, являясь студентом 5 курса, не имея никаких блатных и влиятельных связей. Это было мое первое дело в жизни. Поэтому шанс пробиться в «Суд для судов» есть у каждого! (С моим делом Вы можете ознакомиться здесь и здесь).
Отвечая на первый вопрос, я считаю, что самое главное правильно поставить цель подачи жалобы.Для чего мы её подаем и в чём хотим убедить консультанта и судью Верховного Суда России?
Недавно ВС РФ опубликовал официальную статистику по делопроизводству за первую половину 2023 года. Вот выдержка из неё:
1) в суд. коллегию по административным делам подано 5200 жалоб. Рассмотрено 125 дел (в 41,6 раз меньше чем поданных жалоб);
2) в суд.коллегию по гражданским делам подано 35543 жалобы. Рассмотрено 364 гражданских дела (в 97,65 раз меньше чем поданных жалоб);
3) в суд. коллегию по уголовным делам 15802 жалобы. Рассмотрено 383 уголовных дела (в 41,26 раз меньше чем поданных жалоб).
Такой статистике есть разумное объяснение — судей Верховного Суда катастрофически мало, и они физически не могут передавать даже каждое десятое дело. Так, в административной коллегии на кассационных жалобах сидит всего 6 судей (второй и третий судебные составы); в гражданской коллегии — 6/4/5 судей в зависимости от категории дела (трудовой, семейный, гражданский спор); в уголовной коллегии — 4 судебных состава из 29 судей.
Таким образом, далеко не все дела, имеющие основания для пересмотра, попадут в Верховный Суд России и будут пересмотрены. Конечно, это неправильно. Но это реальность, которую нужно принять.
Отсюда мы формулируем правильную цель: Наша цель не убедить, что в деле есть существенные нарушения норм материального и процессуального права (как прописано в кодексах), наша цель — убедить сотрудников Верховного Суда, что нарушения, допущенные в нашем деле, важнее чем в других делах. Исправить наши нарушения необходимо в первую очередь!
Определив правильную цель, мы должны подготовиться к написанию жалобы.
Подготовительная стадия
«Чтобы победить своего врага, надо знать его». Поскольку мы заходим на неизведанную территорию, необходимо провести разведку. Для этого нужно изучить официальный сайт ВС РФ. Посмотрите, какие судьи на данный момент работают в нужной Вам коллегии. Изучите их судебную практику. Посмотрите, какие сейчас жалобы находятся в производстве нужной Вам коллегии (например, по административным делам указывается предмет иска). Эта информация очень поможет в составлении жалобы.
Для достижения поставленной цели ваша жалоба (или дело) должны обладать следующими характеристиками:
№1) Уникальность (новизна) проблемы, с которой Вы выходите в Верховный Суд
В Верховном Суде есть судьи-ударники, склонные к правотворчеству. Правотворчеством они занимаются через толкование норм права по конкретным делам. Если проблема ранее была неизвестна в ВС РФ, то ваша жалоба — хороший шанс для Верховного Суда создать по ней правовую позицию.
№2) Допущенные нарушения норм материального и процессуального права одновременно нарушают единообразие в толковании и применении норм права
Причём такое нарушение идёт вразрез с ранее высказанными правовыми позициями конкретно Верховного Суда!
Да, формально нарушение единообразия — основание для отмены в надзорной инстанции. Но согласитесь, если овцы идут против указаний пастуха (ВС РФ), ему это очень не понравится. Для реализации этого фактора в жалобе нужно сослаться на конкретные судебные акты ВС РФ (допустимы позиции КС РФ), которым противоречат принятые по вашему делу решения.
№3) Ваша жалоба — паровозик
Этот фактор — противоположность фактору №1. Когда Верховный Суд уже создал правовую позицию, её надо закрепить. Для этого на рассмотрение передаются несколько одинаковых дел, по результатам рассмотрения которых выносятся практически одинаковые кассационные определения.
Пример: дела № 5-КГ18-174 и № 5-КГ18-176; дела № 39-КА19-2 и №43-КГ18-7.
№4) Общественная значимость проблемы
Как отмечено ранее — невозможно пересмотреть все дела с нарушениями. Приходится выбирать. Ответьте сами себе: что важнее (и выгоднее для статистики суда) — защитить права одного конкретного гражданина или социальной группы (нескольких граждан)? Допущенные судами нарушения норм должны иметь максимально негативный эффект — из-за неправильного применения норм права на граждан возлагается дополнительная обязанность, неверно исчисляется размер уголовного наказания и т.д. Жалоба и дело должны быть общественно значимыми или хотя бы преподнесены как значимые.
Эти четыре обстоятельства, на мой взгляд, имеют решающее значение при выборе дел, которые будут пересмотрены Верховным Судом России. Если вы смогли объединить несколько из этих факторов — прекрасно! У вас больше шансов пройти фильтр. Для примера: моя жалоба одновременно подпадала под три фактора — №1, №2, №4. Я действительно был первый, кто обжаловал в ВС РФ действия контролера по изъятию моей собственной соц.карты. Это дело касалось не только лично меня, но и всех держателей социальных карт в городе Москве — в том числе пенсионеров и инвалидов. Мне удалось найти три кассационных определения ВС РФ, косвенно подтверждающих мою правовую позицию. Ознакомиться с моим кассационным определением можно тут.
Поскольку каждое дело обладает своей уникальностью, я не могу дать конкретные советы, что нужно делать. Но я могу сказать чего лучше не делать:
1) Пренебрегать оформлением
Встречают по одёжке. Жалоба должна быть красиво оформлена. Есть шапочка с выравниванием по левому краю. Перечислены все участники дела через абзацный отступ, ясно что за дело и кто заявитель. Отдельно скажу про графическое выделение. Я считаю, что в кассационной жалобе в ВС РФ их не должно быть вообще либо быть минимальное количество. В моей жалобе на 9 страниц нет ни одного выделения! И двое судей абсолютно верно поняли ее суть. Если читая текст жалобы, вы понимаете, что для акцентирования внимания вам нужно что-то дополнительно выделять, значит «композиция» вашего текста выстроена неверно — из причин не вытекает следствие, из первого предложения не следует второе. Попробуйте вернуться к этому позже и переформулировать ваши доводы. Если предложения гармонируют между собой, то и выделять их нет необходимости.
2) Расписывать про беспредел и безобразие судебной системы
Понимаю те чувства, когда ты на 100% прав, а три судебные инстанции тебя прокатили и написали, что ты глупый сам не понимаешь законы. Я через это прошел. В момент написания жалобы в ВС РФ действительно хочется ругаться и взгрустнуть — в какой стране мы живём! Но не надо выплёскивать это в жалобе. Верховный Суд сам является частью судебной системы, гадости о которой мы только что хотели написать. Читать негатив о себе никому не понравится. Единственное, чего вы добьётесь выплёскиванием эмоций — получение отказного определения, которое обжаловать нельзя. Помните, что мы обращаемся за помощью, а не чтобы поругаться.
3) Ссылаться на судебную практику нижестоящих судов
Понимаю, что этот аргумент спорный. Но я убежден, что только судебная практика самого ВС либо КС РФ имеет хоть какое-то значение. Представьте себе ситуацию: Вы — прораб самой крутой строительной компании в центре Москвы — строите многоэтажки. И к Вам приходит недовольный жилец одной из таких многоэтажек и говорит, что её построили неправильно! Муравьи, вон, свои дома по другому строят. И начинает Вам рассказывать как строят муравьи, показывает их практику. Какое значение эта практика имеет для Вас, для прораба? Да никакого. Так вот, для Верховного Суда нижестоящие суды — это муравьи, их практика не имеет значения.
Согласитесь, обжаловать решения Мосгорсуда и парировать тем, что в Питере судят по другому — не очень хорошая затея. Если у Вас нет других аргументов, практика Питера Вам не поможет. Если есть другие основания для отмены, Верховный Суд их распишет и сам выступит автором своего решения без ссылок на судебные акты городского суда Санкт-Петербурга.
Далее я хочу остановиться на общей структуре жалобы, взяв за основу свою:
1) Шапочка (ровная, красиво оформленная, содержит необходимую и указанную в кодексе информацию);
2)Название документа (Лично я включаю сюда номер дела по первой инстанции и все принятые судебные акты по делу, что не перегружать смысловой информацией шапочку);
3)Далее следует первое предложение текста жалобы. Оно должно быть цепляющим — коротко описывать суть вашего дела и в то же время вызывать интерес читать дальше: как же так произошло, кем и почему допущены нарушения.
4)Максимально стандартное перечисление принятых по делу судебных актов (название судов, даты, их суть). Эта часть заканчивается клишированной фразой из кодекса, что имеются существенные нарушения норм права, нарушена законность и т.д.
5)Аргументация и изложение Вашей позиции. Здесь много точек зрения — излагать нарушения по «убойной» силе, в хронологическом или любом другом порядке — решать нужно в зависимости от конкретной ситуации.
6)После этого следует судебная практика ВС РФ и КС РФ, которая подтверждает Ваши доводы(помним, что это одно из условий для передачи)
7)Завершающее предложение, которое обобщает всю суть жалобы (как в пункте 4)
8)Просительная часть, приложения, дата, подпись — жалоба готова.
После написания идём отдыхать и стараемся забыть всё, что написали. Вернувшись к жалобе через несколько дней, мы читаем ее минимум два раза — один раз как защитник (адвокат), второй раз — как судья.
В первый раз подчищаем ошибки и опечатки, параллельно проверяя основания для возвращения. Во второй раз представляем себя судьёй ВС РФ и честно, объективно отвечаем себе на вопрос: «Убедили мы читателя в важности нарушений или нет?» Если нет — лучше доработать.
Дело сделано! Подаем жалобу в ВС РФ и мониторим на сайте ВС РФ раздел «информация по жалобам». По моим ощущениям предсказать передачу жалобы можно по двум признакам: срок изучения и истребование дела.
— Если отказное определение не вынесли за первые 10-15 дней, значит консультант счёл её заслуживающей внимания и читает вдумчиво.
— Если дело истребовано, то ваша жалоба прошла первый раунд и будет изучена судьей (помощником судьи). Здесь остается только надеяться на удачу — без нее никуда.
В приложениях есть моя жалоба. Я маркировал ее двумя цветами. Зеленым цветом отмечены доводы, которые отражены в определении судьи о передачи жалобы для рассмотрения (прямое влияние). Желтым цветом — доводы, озвученные в судебном заседании и устном докладе судьи-докладчика (косвенное влияние).
Также прилагаю определение о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании.
Надеюсь, мой опыт поможет Вам добиться победы в суде высшей инстанции. Всех желающих обсудить приглашаю в комментарии.