
Добрый день, уважаемые пользователи портала Праворуб!
Настоящая статья имеет две цели:
- рассказать о существующей проблеме;
- получить помощь от более опытных коллег, поскольку дело находится на стадии подачи кассационной жалобы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и, пока что, без успеха =(
Коротко опишу проблему: на территории города Москвы существует проект «Социальная карта москвича» — разным категориям граждан (школьникам, студентам, полицейским, пенсионерам и т.д.) раздают пластиковые персонифицированные карты. По своей сути это банковские карты, которыми можно оплачивать проезд «по скидке» в трамваях, автобусах, троллейбусах и метро. На самой социальной карте в визуальной и электронной формах закреплена вся необходимая информация — фотография держателя карты, его ФИО, у студентов и школьников прописано название образовательной организации, в карту встроен чип, в который заложен специальный код, показывающий основание для получения льгот. Существует Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ) —" электронная база" всех льготников, ведением которой занимается государственное унитарное предприятие «Московский социальный регистр» (далее — ГУП «МСР»). Оно же и блокирует социальные карты при отсутствии оснований на льготу или когда наступает Ковид и всех нужно отправить на самоизоляцию.
С другой стороны, существует государственное унитарное предприятие «Мосгортранс» (далее — ГУП «Мосгортранс»), в котором работают далёкие от юриспруденции контролеры.
Еще будучи школьником, я несколько раз замечал странную картину: подходит контролер к бабушке, она даёт ему свою социальную карту, проезд оплачен, и вроде всё хорошо.
Но далее должное лицо выдвигает нелепое требование «Предъявите пенсионное удостоверение!» Бабушка говорит, что оно есть, но лежит дома. «Если Вы не можете доказать, что Вы пенсионер, значит Вы не пенсионер, у Вас нет права на льготу» — говорит контролер Мосгортранса и изымает социальную карту. Вернуть её, конечно, можно, но через три рабочих дня. Надо поехать в Мосгортранс, показать документы, которые с Вас тряс контролер, написать заявление о возвращении карты, и карту Вам вернут. Но! Даже за три дня гражданин понесет убытки и получит моральный вред — надо оплачивать проезд по полной стоимости, Вы лишены возможности класть деньги на карту (потому что у Вас её физически нет), снимать деньги с нее, оплачивать покупки и т.д.
И вот, 16.08.2021, будучи студентом одного из юридических ВУЗов, я сам попал в такую ситуацию. Подошла контролёрша с друзьями (хамством и наглостью), после перепалки даю свою действующую соц. карту с оплаченным проездом. Как я и ожидал, поступили незаконные требования: 1. Покажите действующий студенческий билет; 2. Зайдите со своего мобильного телефона в реестр студентов и докажите, что Вы студент. После закономерного и законного отказа, контролёрша изымает карту. 20.08.2021 я забираю свою карту и подаю административное исковое заявление в районный суд города Москвы.
Моя позиция (коротко):
В соответствии с примечанием к статье 10.1 «Безбилетный проезд» Закона г. Москвы №45 от 21.11.2007 «Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях» под льготной персонифицированной картой понимается электронная карта (материальный носитель), содержащая зафиксированную на ней в визуальной и (или) электронной (машиносчитываемой) формах информацию, удостоверяющую право гражданина пользоваться на территории города Москвы мерами социальной поддержки, в том числе в виде льгот по оплате проезда в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах), метрополитене и ММТС».
В соответствии с п.1.2 Порядка выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 № 668-ПП (далее – Порядок), социальная карта – материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о держателе социальной карты и обеспечивающий доступ к информации, используемой для подтверждения права держателя социальной карты на получение мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот (при наличии информации о держателе социальной карты в Едином реестре социальных льготников), а также для предоставления услуг держателям социальных карт.
ГУП «Мосготранс» и его контролеры не имеют никаких полномочий в сфере выпуска, выдачи и обслуживания (= проверки оснований для пользования льготой) социальных карт, это исключительная компетенция ГУП «МСР».
Основанием для изъятия социальной карты послужил пункт 7.2.7. Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования в г. Москве (утверждены постановлением Правительства Москвы 797-ПП от 02.09.2008). Нарушение этого пункта является составом административного правонарушения «Безбилетный проезд» статьи 10.1 КоАП г. Москвы. Но уполномоченный возбуждать административные дела контролер отказался это делать. Таким образом, действия 1-ого контролера по изъятию карты противоречат действиям 2-ого контролера, который не увидел в моих действиях правонарушения и не возбудил дело.
Позиция ответчика (одинаковая во всех инстанциях):
1) ГУП «Мосгортранс» — коммерческое унитарное предприятие, наша цель — извлечение прибыли, мы не являемся органом власти и не можем быть ответчиком в суде по главе 22 КАС РФ;
2)Истец забрал свою карту через 5 дней. В заявлении о возвращении карты есть фраза: «Я, мои ФИО, карту получил и претензий не имею». Истец сам написал, что не имеет претензий, значит в удовлетворении иска надо отказать.
3)Каждый гражданин должен доказывать своё право на льготу (пенсионер должен возить с собой пенсионное удостоверение, а студент — студенческий билет). Это прямо указано на сайте Мэра Москвы mos.ru + истец нарушил пункт 7.2.7. Правил пользования наземным городским транспортом.
Поскольку два с половиной из трёх аргументов ответчика — «какая-то дичь», суд первой инстанции был вынужден самостоятельно извращать нормы права, чтобы «спасти» контролера.
Главная мысль суда 1-ой инстанции:
В соответствии Правилами пользования наземным городским транспортом общего пользования в городе Москве пассажир обязан иметь при проезде документы, подтверждающие право пассажира на бесплатный проезд или на неполную оплату проезда (пункт 6.2.3) и предъявлять для проверки (передавать в руки) контролерам все виды проездных билетов, а также документы на право бесплатного проезда или на неполную оплату проезда (пункт 6.2.4). В соответствии с пунктом 7.2.7. Правил безбилетным является проезд лица предъявившего проездной билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, не имеющего при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества. Истец получил карту на основании того, что он студент, но не имел документа, подтверждающего, что он студент. Мои аргументы полностью проигнорированы. Поражение.
Не расстраиваясь, я подал апелляционную жалобу в МГС, где моя позиция была более развернута. Получил ответ на своё обращение из ГУП «МСР», где подробно расписан порядок блокировки социальных карт, заявил в МГС ходатайство о приобщении этого документа в качестве письменного доказательства.
Результат: судья назвал мой документ «просто перепиской» — ходатайство отклонено, ни один из 7 аргументов апелляционной жалобы не рассмотрен, судебная практика того же Мосгорсуда, которую я нашел, была предательски оставлена без внимания. Мои аргументы полностью проигнорированы.Поражение.
После таких судейских фишек у меня опустились руки. При этом я понимаю, что, ввиду отсутствия опыта участия в судах, моё административное исковое заявление было составлено поверхностно. Я ссылался на определение льготной персонифицированной карты из закона города Москвы, который по юридической силе стоит выше чем постановление Правительства Москвы, которым утверждены Правила пользования наземным городским транспортом. Думал, что это определение «перекроет» все доводы ответчика, ведь из него уже всё понятно.
Теперь я готовлюсь к кассации, хотя не верю в успех. Прошу оценить составленную мной кассационную жалобу. Напишите, понятна ли Вам изложенная позиция и логика аргументации. Приветствуются советы по оформлению и содержанию. Заранее всем спасибо!