Первомайский районный суд. 2016 год
На сайте Праворуб принято делиться своей положительной практикой. А я расскажу про проигранное мной дело.
Оговорюсь сразу, я честно предупреждала об этом своего клиента, мне был известен результат заранее, но именно он настоял на обращении в суд.
Ранее я публиковала историю о том, как моего подзащитного обвиняли в совершении убийства (ч.1 ст. 105 УК РФ), затем в совершении убийства при превышении пределов необходимой обороны (ч.1 ст. 108 УК РФ), в итоге в суд направили дело по обвинению в причинении смерти по неосторожности (ч.1 ст. 109 УК РФ), сама статья здесь.
После года волокиты по делу, неоднократной переквалификации действий сперва с особо тяжкой статьи УК РФ на менее тяжкую, затем на преступление, совершенное по неосторожности, более 7 месяцев рассмотрения дела в суде, нервотрепки, увольнения моего клиента с работы и других передряг, клиент захотел получить компенсацию причиненных неудобств, а именно, в порядке реабилитации взыскать моральный вред на основании ст. 133 УПК РФ с казначейства.
Причем право на реабилитацию ему было разъяснено следователем после прекращения уголовного преследования по ч.1 ст. 105 УК РФ.
Нормальное желание человека реабилитироваться — обвиняли в совершении особо тяжкого преступления, за которое предусмотрено до 15 лет лишения свободы, в последующем в суд направили дело для рассмотрения по существу по обвинению в совершении преступления по неосторожности, максимальное наказание за которое предусмотрено в виде 2 лет лишения свободы.
Но не тут то было...
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п.1 ст.1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен главой 18 УПК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ч.1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя, в том числе, право на устранение последствий морального вреда, причиненного гражданину в результате уголовного преследования, который возмещается государством в полном объеме независимо от вины органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: 1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; 2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; 3) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 — 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; 4) осужденный — в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; 5) лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, — в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры (ч.2 ст. 134 УПК РФ).
Вроде бы все понятно, реабилитация возможна, но в п.4 Постановления Пленума ВС РФ №17 от 29.11.2011 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» к лицам, имеющим право на реабилитацию, указанным в ч.2 ст. 133 УПК РФ, не относятся, в частности, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его (например, осужденный при переквалификации содеянного со ст. 105 УК РФ на ч.4 ст. 111 УК РФ), а также осужденные, мера наказания которым снижена вышестоящим судом до предела ниже отбытого.
Из анализа положений ч.1 ст.134 и ч.2 ст. 133 УПК РФ следует, что право на реабилитацию имеют подсудимые, оправданные по всем предъявленным обвинениям, либо в отношении которых уголовное преследование прекращено полностью.
Таким образом, лица, чьи действия были переквалифицированы с одной статьи на другую, даже при разъяснении права на реабилитацию, фактически такого права не имеют!
Поэтому в удовлетворении требований о возмещении морального вреда было отказано.
Решение Первомайского районного суда Владивостока
Разъяснения Верховного суда РФ о применении главы 18 УПК РФ четко ограничили круг лиц, которым дано право быть реабилитированными.
Мое мнение — это не справедливо, тем более когда обвинение в совершении особо тяжкого преступления разваливается, а в суд направляется дело по обвинению в совершении преступления небольшой тяжести. Но подобной градации законодатель не предусмотрел.
Ленинский районный суд. 2020 год
Классический вариант возмещения морального вреда в порядке реабилитации состоялся в сентябре 2020 года, когда вступило в силу решение по другому делу, где лицо было оправдано по части предъявленного обвинения.
Так, на протяжении длительного времени лицо обвинялось в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.105, ч.3 ст. 159 УК РФ. Однако, судом присяжных заседателей подсудимая была оправдана в части совершения убийства, а ч.3 ст. 159 УК РФ была прекращена в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
Сумма взысканного морального вреда составила 500 000 рублей. На мой взгляд, это ничтожно мало, о чем я заявила прямо в процессе, задав вопрос суду и участвующему прокурору о их готовности в течение 5 лет подвергаться уголовному преследованию по столь тяжкой статье и получить за это 500 000 рублей. На что мне было сделано замечание о некорректности моего поведения.
Решение Ленинского районного суда Владивостока
п.с. По первому решению исковое заявление не сохранилось, а вот по второму приобщаю к статье.