Как всё-таки любит государство дать надежду и сразу же её отнять (ещё до того, как появится первая возможность реализовать надежду).
С 1 сентября 2020 года государство снисходительно подарило возможность внесудебного банкротства. Приходишь в МФЦ с паспортом, списком должников и кредиторов, заявлением на проведение процедуры внесудебного банкротства, в МФЦ принимают документы и ты банкрот. По крайней мере, так представляют себе внесудебное банкротство простые граждане, не имеющие возможности погасить свои долги, но при этом общая сумма долгов не составляет 500 000 рублей.
Естественно, такое представление граждан породило в первую неделю волну граждан, которые хотели бы обанкротиться во внесудебном порядке, не наблюдая для себя иного выхода. По нескольку обращений ежедневно.
Но как дела обстоят на самом деле? А на самом деле дела обстоят крайне неважно и огорчительно для должников. Проблемы обозначить лучше тезисно и расшифровать их, насколько на данный момент будет возможным.
Тезис первый: Существует ограничение по сумме долгов, дающих право на упрощенное банкротство.
Это означает, что установлено ограничение по сумме для банкротящегося во внесудебном порядке физического лица. Верхняя планка суммы составляет, как и ожидалось, 500 000 рублей, нижняя планка установлена в размере 50 000 рублей. С суммами долгов менее 50 000 рублей обращаться за банкротством во внесудебном порядке бессмысленно. Даже если тебе за 70 лет и твоя пенсия составляет всего 7000 рублей (после всех удержаний по коммунальным услугам и по обеспечению связи с внешним миром). А про судебный порядок банкротства и вообще в таком случае тем более можно забыть. Вот и первая стена для граждан. Хотя, думаю, в некоторых случаях решаемая вполне законными методами.
Тезис второй: Если существуют исполнительные производства, упрощенное банкротство не представляется возможным.
Иными словами, необходимо для начала решить проблему с исполнительными производствами. В одних случаях такую проблему можно постепенным погашением или уменьшением задолженности (тогда отпадает и сам вопрос о банкротстве), в других случаях появляется вопрос – а возможно ли судебное банкротство и насколько объективно ставить такой вопрос в том смысле, что не будет ли такое банкротство убыточным ввиду дороговизны судебного банкротства. Вот и вторая стена, которая вполне может быть практически неразрешимой. Т.е. необходимо в таких случаях искать другие способы минимизации закредитованности.
Тезис третий: Далеко не при каждом случае прекращенного исполнительного производства возможно применение упрощенного банкротства. Существует только одно основание, когда физическое лицо может обратиться за упрощенным банкротством.
Этот единственный случай, когда человек однозначно может обратиться с минимальными рисками отказа за внесудебным банкротством именуется п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» — «Возвращение исполнительного документа взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными».
Как показала практика, судебному приставу-исполнителю проще возвратить взыскателю исполнительный лист на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 вышепоименованного федерального закона – «если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся в банках или иных кредитных организациях». Приведем пример: известен адрес должника, по которому он всегда проживал и проживает, известно, что должник получает социальную пенсию по инвалидности. Судебный пристав при наличии таких сведений прекращает исполнительное производство на основании п. 3 ч. 1 ст. 46, а не п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве. Как Вы сами думаете, пойдёт ли должник оспаривать прекращение исполнительного производства, основанного не на том пункте статьи 46 Закона, если сумма долгов составляет 70 тысяч рублей, часть которой к тому же погашается?
Получается, третья стена при внесудебном банкротстве.
Тезис четвёртый: Если Вы не подходите хотя бы под один признак, который предоставляет право на упрощенное банкротство, которое также именуется внесудебным банкротством, могут быть обнаружены иные способы банкротства. Но для определения возможности применения иных способов банкротства физического лица необходимо фактическое исследование Ваших обстоятельств.
Это, наверное, самая краткая часть данной публикации. Обнадёживает человека, желающего, чтобы его признали банкротом через суд, раз не получается через внесудебное банкротство. Но при этом вновь встаёт вопрос о дороговизне процедуры банкротства. Вот и четвертая стена банкротства.
В итоге внесудебное банкротство оказывается теми четырьмя стенами без двери как в очень известном мультфильме про волка и зайца в серии про стройку.