Нас часто спрашивают — почему в одних случаях банкротство используется кредиторами для взыскания долгов, а должниками, наоборот, для списания — в чем логика?
Ответ прост.
Для одних должников банкротство — «яд», для других — «лекарство». Отсюда и диаметрально противоположный результат от одной и той же процедуры. При этом, если рассматривать процедуру банкротства физического лица с позиции должника, т.е. с целью списания долгов, то любой гражданин, который обращается к юристам и (или) адвокатам с долговой проблемой, уже «прогрет», он готов платить.
Банки, МФО, коллекторы звонят, приходят домой, увеличивают сумму долгового бремени, всячески давят на должника. Гражданину срочно требуется лекарство — то, что избавит его от процентно-неустоечного ужаса, помноженное на перспективу вечной долговой ямы, в которую угрожают сбросить и единственное жилье и здоровье и имущество должника и родственников и т.д. и т.п.
Рынок банкротства физических лиц не знает такого термина, как «должники, которым противопоказано банкротство» — для рынка все клиенты, а значит должны платить. Ведь последующее «отравление» и даже «смерть должника» в ходе банкротства можно списать на что угодно — судью, финансового управляющего, форс мажор и т.д. и т.п.
Средний «ценник» на банкротство физического лица — 150 000 рублей. Сложное банкротство 250 000 — 300 000 рублей. Схемы в банкротстве — 350 000 рублей «вход», 350 000 рублей — «выход». Ведь «процентно-неустоечный ужас» может сменится «банкротным террором», когда веером летят заявления об оспаривании сделок, совершенных 5-6-7-8-9-10 лет назад, в процедуру вовлекаются все, без исключения, кто имел хоть какие-то финансово-хозяйственные взаимоотношения с должником.
Поэтому и травят граждан все, кому не лень. Отсюда франшизы на банкротство физических лиц, прямые договоры на «списание долгов" с гарантиями неких меценатов, которые готовы осуществить финансовые вливания в жизнь должника, если что-то пойдет не так.
Разберем три варианта банкротства, где каждый может найти для себя наиболее приемлемый.
1. «Черное» банкротство физического лица
Должник приходит к юристу/адвокату или в фирму, занимающуюся банкротством, с проблемой долгового бремени.
Юрист (адвокат) или менеджер по работе с клиентами, для вида запрашивают сведения по имуществу, сделкам, козыряет пленумами, способами защиты имущества, реализует различные скрипты, психологические уловки и т.д.
Клиент платит деньги за процедуру. Юрист (или менеджер) помогает собрать пакет документов, необходимый для банкротства физического лица, подают заявление на банкротство физического лица, в котором указывает случайную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Название, адрес, контакты, можно без проблем найти в открытых источниках.
Арбитражный суд принимает заявление к производству, направляет запрос в СРО АУ. Как правило, находится арбитражный управляющий, который готов попробовать себя в роли финансового управляющего в надежде, что будут сделки для оспаривания и, как следствие — имущество для реализации.
Иногда пробуют забрать единственное жилье, оспорить неоспариваемое, в любом случае должник получает тот психологический удар, который заставляет его искать выходы, платить за выход из банкротного террора. Если не хочет выйти, то из процедуры выходит сам финансовый управляющий.
Также к чернухе можно отнести любые риски с имуществом, когда должнику даются какие-либо гарантии сохранности того, что сохранить невозможно.
Людей убеждают, что кроме единственного жилья, может быть «единственный автомобиль», «свой кредитор», который имеет преимущество перед чужими и т.д. и т.п.
2. «Серое» банкротство гражданина
Здесь реализуется принцип «вход рубль», выход два. Можно заманить гражданина банкротством «за 50 000 рублей» или «бесплатным банкротством за депозит (25 000 рублей). Когда должник усекается в гражданских правах, вводится процедура реализации имущества гражданина, его начинают шантажировать на предмет необходимости поиска новых средств, иначе процедура не может быть завершена.
И здесь, главной задачей, которая стоит перед колл-центрами и менеджерами по работе с клиентами — заставить должника зайти в процедуру. Далее, как и в случае с черным банкротством — давление, шантаж. Должник не понимает, показано ему банкротство или противопоказано — он для этого и обращается к специалистам по банкротству, чтобы те научили, посоветовали, подсказали.
3. «Чистое» банкротство физического лица
Самая „нудная“ и «скучная» процедура, когда у должника запрашивается ворох информации. Проводится :
- Анализ имущества должника и супруга (супруги), если гражданин в браке;
- Доходы, расходы должника и супруга (супруги), если должник в браке;
- Анализ совершенных сделок по отчуждению имущества за последние три года;
- Анализ возникновения кредитных обязательств;
- Если долги возникли за трехлетним периодом, то более детальный и глубокий анализ всех совершенных сделок;
- Расчет степени возможного риска потери имущества.
По всем сделкам даются четкие прогнозы риска их оспаривания. Кредиторы не стоят на месте и месяц от месяца учатся искать и получать свое. Не нужно их считать за детей малых. Конечно, всегда можно дать должнику иллюзию того, что его имущество можно сохранить, начертить схемы, испортить ворох бумаги. Но зачем?
По любой процедуре банкротства физического лица можно дать четкие перспективы итогов. Если реализовывать принцип «7 раз отмерь — 1 отрежь», то процедура закончится успешно, т.е. списанием долгов.
Все документы, необходимые для банкротства физического лица доступны для скачивания обладателем статуса «PRO» или «VIP»