В 2024 году мне довелось защищать несколько доверителей по выездным налоговым проверкам и налоговым преступлениям. О некоторых делах есть публикации на портале, другие удалось растворить в небытие так, что о них лучше не вспоминать.
Кто не в курсе: владение активами, налоговые проверки и налоговые преступления тесно связаны, переплетены между собой.
С учетом того, что многие недобросовестные предприниматели рассказывают сказки на различных информационных порталах, нужно добавить немного объективной информации. Ведь то, что публикуется в интернете и то, что происходит на самом деле — кардинально разные вещи.
Итак.
На что нужно обратить внимание субъекту предпринимательской деятельности и (или) непрофильному юристу, который познает налоговое право по учебникам. Российская Федерация de facto не является правовым государством, т.к. отсутствуют признаки верховенства права и разделения властей, но de jure нужно бить по тем точкам, которые прописаны в действующем законодательстве. Иначе можно оказаться в роли тех блох, на которых ставился эксперимент с банкой.
Лучше всего не доводить «до беды» — работать несколькими юридическими лицами, иметь взаимопонимание с уполномоченными органами, держать имущество на тех юридических и (или) физических лицах (ИП), где нет обязанности уплаты НДС и налога на прибыль. При «дробленке» и «упрощенке» не думать, что все так, как рассказывают в платных семинарах по налоговой оптимизации. Ведь даже простое участие в таком семинаре добавит "+" к разработке субъекта предпринимательской деятельности.
В противном случае, информация о том, что в отношении юридического лица проводится предпроверочный анализ (ППА), будет продана и начнутся звонки от уполномоченных и не особо лиц с предложением внести 10-15 млн рублей в качестве избавления от угроз банкротства и уголовного преследования.
В Москве мошенников практически никто не ловит, т.к. они не являются угрозой для государственной безопасности. Коррупционеров, наоборот, ловят и достаточно жестко. При этом посадка одного приводит к разработке всего букета.
Такое время.
1. Отсутствие судебной защиты по налоговым спорам в части НДС и налога на прибыль и как с этим бороться
Налоговыми юристами и адвокатами упрямо умалчивается факт отсутствия судебных актов, принятых в пользу налогоплательщика по налоговым спорам в части НДС и налога на прибыль. Иногда Верховный суд РФ берет 1-2 дела, которые показательно разбираются в том числе в «Адвокатской газете» с тем, чтобы создать некую иллюзию налогового права.
Непосредственно «наезд» на налогоплательщика осуществляется по следующему алгоритму:
- поиск и выявление кандидата (имущество связанных лиц, соблюдение действующего законодательства)
- предпроверочный анализ (ППА)
- прибивание кандидата на добровольный отказ от части активов (требования, комиссии, формальные и неформальные беседы)
- активные проверочные мероприятия
- формальные и неформальные беседы
- банкротство и уголовная ответственность
Каждое действие требует трудовых затрат и ресурсов, которыми ограничены уполномоченные органы.
Сотрудники не могут устраивать «качели» с поводом и без повода, если на налоговом учете стоит достаточное количество субъектов предпринимательской деятельности. Информация о тех или иных качелях, как правило, известна рядовому сотруднику налоговой инспекции, непосредственному начальнику, курирующему заму, курирующему заму с вышестоящего налогового органа. Название должностей будут менять в связи с реформой налоговых органов, но принцип не изменится.
Соответственно, задача налогоплательщика сделать так, чтобы продолжение качелей для налоговиков было менее комфортно, чем их не продолжение. Закон и установленная процедура здесь используются творчески.
2. Защита по налоговым преступлениям использует лазейки, лайфхаки, но не налоговое право. Закон здесь «стоит на паузе»
Важно понимать, что никого и нигде не интересует, когда и сколько точно украл тот или иной субъект предпринимательской деятельности. Материал подгоняется под определенные суммы — чтобы хватало на п. «б» части 2 ст. 199 УК РФ.
Все делается формально, по программам, по шаблонам. Есть определенный алгоритм, который отработает следователь следственного комитета, чтобы засунуть обвинительное заключение в суд.
Существуют разные квалификации расследования налоговых преступлений: от высокой, до низкой. Если высокая, то да — есть вариант серьезно пободаться, но это редкость. Как правило, следователь даже не знает самого понятия налога и сбора — ему это и не нужно. Его задача обеспечить поступление налогов в казну Российской Федерации.
Задача судьи, к которой попадают материалы налогового преступления — вынести приговор, который будет скопирован из флешки, заботливо привезенной следователем.
Здесь для обвинения есть проблемы, которые создал наш коллега Матвеев Олег Витальевич — редакция обвинительного заключения, должна соответствовать последним плагинам и обновлениям. В противном случае, при грамотной работе адвоката, суд вернет уголовное дело назад, в порядке ст. 237 УПК РФ.
Правда, это правило, по крайней мере в московских судах, действует всего один раз — со второго круга, дела не возвращают.
Наверное, есть судьи, которые разбираются в налоговом праве. Но лично автор этого материала, пока таких не встречал.
3. Субсидиарная ответственность контролирующих лиц — не то, что написано в законе, а то, что будет решаться исходя из конкретной ситуации
Второй рычаг наезда — банкротство и субсидиарная ответственность. Дела о банкротстве, как правило, сопровождают не очень грамотно (мягко говоря), но это пусть останется на карме сопровождающих.
Прошли те «добрые и светлые» времена, когда банкротные споры стояли особняком от остальных арбитражных споров. Формировалась определенная судебная практика.
Сегодня, любой такой спор может решится в одну пользу, а может и в противоположную. Дело бывшей судьи АСГМ Елены Кондрат свидетельствует о повальной коррупции в делах по субсидиарке. А может это все «враки».
Стандарт доказывания для простых смертных с обычными кредиторами прописан в законе о банкротстве и подзаконных актах.
Различные категории кредиторов (АСВ, ФНС), а также должников (ресурсоснабжающие, управляющие компании, финансовый и административный ресурсы) порождают правовую неопределенность.
Могут привлечь по причине «потому что — криворучто», могут по этой же причине отказать.
В любом случае, контролирующим лицам нужно не иметь личного имущества, потенциальных сделок под оспаривания с тем, чтобы право требования по субсидиарке ничего не стоило.
В круге общения много «волков» которые внимательно отслеживают сведения о продаже прав требования. А информация из ЕГРН продается практически в открытом доступе.
P.S.
Ведя финансово-хозяйственную деятельность, нужно руководствоваться не тем, «как было», а тем, «как будет».
То есть смотреть в будущее — на несколько лет вперед. ГосД. клепает законы как горячие пирожки и никто не собирается обеспечивать какие-то там интересы какого-то там бизнеса. Наоборот, НК, УК, УПК становятся все более и более «профискальными».
Создаются условия для ликвидации малого и среднего бизнеса с тем, чтобы оставить монополии и сети.
Поэтому, спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
А плавать со все увеличивающимся привязанным весом, сможет не каждый.
Быть добру.