Весна 2020 года, повсюду ограничения, и в этот нелегкий период довелось мне принять защиту по обвинению в убийстве (часть 1 ст. 105 УК РФ).
Исходные данные:
Обвинялся мой подзащитный в убийстве бытового характера, отягощалось обвинение наличием алкогольного опьянения. Орудием преступления выступал нож, которым и было нанесено одно ножевое ранение в область сердца. Подзащитный представлял из себя пожилого мужчину преклонного возраста (60 лет), всю жизнь добросовестно работал, характеризовался исключительно с положительной стороны.
Линия защиты:
На определение линии защиты, прежде всего, влияет позиция подзащитного и совокупность доказательственной базы.
Подзащитный не помнил ничего после того, как начал с потерпевшим распивать вторую бутылку водки. Какой-либо конфликт отрицал. Пояснил, что обнаружил труп потерпевшего только утром, когда проснулся. Сам вызвал скорую помощь и полицию.
Что касается доказательственной базы.
В помещении было только двое людей – подзащитный и потерпевший. Окна закрыты, а дверь попадала в поле зрения камеры видеонаблюдения, согласно записям с которой никто кроме подзащитного в квартиру не заходил. Иного входа не было. То есть по версии обвинения, никто не мог совершить убийство, кроме самого обвиняемого.
Первое, что меня насторожило в данном деле, так это возможность патологического опьянения. Определенные исходные данные для его установления, на мой взгляд, были. Версия с патологическим опьянением отрабатывалась тщательно. Обращались и к сторонним специалистам. Но ответ был таков, что в данном конкретном случае установить данное расстройство нельзя.
Так дело и поступило в суд с обвинением по части 1 ст. 105 УК РФ.
Нам, защитникам, хорошо известно, какое наказание обычно следует за подобного рода обвинением. Как правило, разбег 9-11 лет.
Судебное разбирательство шло не быстро. Большой упор был сделан на характеристику личности, чтобы раскрыть все стороны подзащитного перед судом. В этом плане было допрошено большое количество свидетелей со стороны защиты. Суд был внимателен и вдумчив при их допросе. Плюсом было то, что каждый из свидетелей мог раскрыть какую-то сторону личности подзащитного, не повторяясь с другими свидетелями.
Потерпевший был настроен благожелательно. Моральный вред был возмещен.
Постепенно складывалась база для того, чтобы суд мог применить положения ст. 64 УК РФ, назначив наказание ниже низшего предела. В нашем регионе достаточно редкая практика, ранее практически не применялась, недавно ситуация стала понемногу меняться.
Итог:
В итоге суд назначил наказание в виде 5 лет лишения свободы с применением положений ст. 64 УК РФ, год из которых подзащитный уже отбыл в ходе рассмотрения дела.
Подзащитный был доволен, учитывая, что при первой встрече с ним я рассказал ему какова практика назначения наказания по подобного рода обвинению. Приговор не обжаловался и вступил в законную силу.
Добавлено: 11:56 13.09.2022
Автор — адвокат Спиридонов Михаил Владимирович (г. Новосибирск)
Тел. 8-923-249-26-92
Сайт адвоката
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные материалы:
Добавлено: 11:37 29.09.2022