Все предприниматели, которые стараются честно вести бизнес, хорошо знают о том, что с налоговой шутить нельзя и одно из самых страшных событий, которое может случиться с предпринимателем — это налоговая проверка.
Ну а если организация заявляет о своем праве на налоговую льготу, то проверки не миновать.
Насколько оправдано применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость? Какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы получить данную льготу? И каковы её последствия?
Для моего доверителя применение налоговой льготы обернулось большими неприятностями в виде привлечения к уголовной ответственности.
Итак, мой доверитель Сергей, являлся членом одной из общественных организаций инвалидов и по совместительству генеральным директором ООО, учредителем которого являлась данная общественная организация. Численность инвалидов среди работников ООО составляла 100 %, что в соответствии с налоговым законодательством позволило ООО пользоваться налоговой льготой по уплате НДС, предусмотренного ст. 149 НК РФ.
По сути фирма занималась тем, что арендовала торговые помещения, что называется «оптом», а потом сдавала их по договорам субаренды.
В соответствии с п.п. 2 п. 3 абз. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению на территории РФ операции по реализации товаров, работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых, в том числе организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.Несколько лет Общество работало в спокойном режиме, инвалиды были трудоустроены и получали свою заработную плату, арендные платежи оплачивались вовремя и в полном объеме, налоговые декларации сдавались без задержек. Всё было хорошо.
Но в 2011 году практика по правомерности применения льготы по уплате НДС поменялась и Общество было привлечено к ответственности за нарушение налогового законодательства. Вот так, как у нас обычно и бывает, по щелчку — закон остался прежним, а практика развернулась на 180 градусов.
Налоговая инспекция уведомила о факте выявленных нарушений правоохранительные органы, которые с большим удовольствием взялись за расследование такого страшного преступления.
Моего доверителя обвиняли в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст. 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации путём включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере.
Размер, действительно был внушительным — 27 482 928 рублей.
Следствие особо утруждать себя вдумчивым расследованием данного дела не стало: допросили тех, кто так или иначе пересекался с деятельность Общества, приобщили акты из налоговой и вступившее в законную силу решение арбитражного суда, да и так, по мелочи.
С самого начала мой подзащитный свою вину не признавал. И несмотря на эмоциональное давление со стороны обвинения и ухудшение состояния здоровья на нервной почве, на сделку со следствием и собственной совестью не пошел.
В процессе стороне защиты приходилось бороться не столько с государственным обвинителем, сколько с самим судом. С самого начала суд откровенно принимал сторону обвинения и даже не хотел слушать позицию защиты. Для того, чтобы «вернуть суд к реальности» нам пришлось заявить возражения против действий председательствующего.
Всеми правдами и неправдами мы пытались объяснить суду отсутствие в действиях Сергея состава преступления. За период судебного следствия, стороной защиты было подано сотни заявлений и ходатайств. К публикации прилагаю только основные документы, из которых понятна позиция защиты.
Согласно позиции Конституционного суда (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова»), … не дает правоприменителю оснований для произвольного привлечения к уголовной ответственности за неуплату налога, в том числе в случаях, когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей…недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога. Таким образом, Конституционный суд разъяснил, что использование в деятельности организации основанных на нормах права способов уменьшения налогового бремени не является общественно опасным действием.
Правоприменитель в абз. 2 п.3 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N64 определил способы уклонения от уплаты налогов:
«Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов»В нашем случае по делу ни первого способа уклонения от уплаты налогов, ни второго, не было.
Однако, суд пришел к выводу о виновности Сергея в инкриминируемом ему преступлении. Суд посчитал доказанным факт осуществления Обществом (под руководством Сергея) посреднических услуг. А раз услуги были посреднические, следовательно и права на получение льготы не было. И Сергей якобы знал о том, что передаёт в налоговую инспекцию ложные сведения о праве на налоговую льготу.
В итоге: Сергей признан виновным, суд определил наказание в виде 4 лет лишения свободы условно, с испытательным годом 1 год, без штрафа, с сохранением воинского звания и государственных наград.
За годы борьбы Сергей устал от всего происходящего и обжаловать данный приговор не захотел. В принципе я его понимаю, но если честно, руки чесались написать жалобу. Но решение доверителя — закон.
P.S. По моему мнению, если бы Сергей обратился к адвокату раньше, хотя бы на стадии предварительного следствия (а лучше на стадии спора с налоговой), то у этого дела были все шансы не дойти до суда.