
Как известно, с 01 июля 2012 года действуют изменения, внесённые в Кодекс об административных правонарушениях РФ, согласно которым расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Такой закон есть и в Липецкой области – от 09 июня 2012 года № 43-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств».
Вместе с тем, на практике возникли проблемы по реализации предусмотренного порядка в части оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
Сотрудники ГИБДД при участии представителей юридических лиц (исполнителей решений о задержании автомобилей) принялись активно применять вступившие изменения на практике.
К примеру, даже 25 января текущего года на одном из самых «рыбных» мест в Липецке (Театральной площади) в час-пик было 4 эвакуатора. Впрочем, два эвакуатора вскоре уехали, а оставшиеся припарковались в крайнем правом ряду, чем создали помехи для выезда автомобилей со стоянки напротив администрации города.
Всё бы ничего, если бы не одно но!
Все беды для автовладельцев заключаются в том, что представители некоторых юридических лиц в силу ряда неизвестных причин (о которых можно только догадываться) стали выставлять ошарашенным водителям заоблачные суммы за перемещение и хранение задержанных машин: 3500 (три тысячи пятьсот) рублей за перемещение (включая погрузку и разгрузку) и 240 (двести сорок) рублей за хранение (при возвращении авто в течение первых суток с момента задержания).
Большинство из собственников машин, напуганных самим фактом изъятия автомобиля, осознанием того, что их любимого коня забрали и увезли неизвестно куда, а также горя желанием как можно скорее вернуть свою собственность, не задумываясь, именно не задумываясь, выкладывали такие деньги.
А на самом деле платить люди должны куда меньше!
Ведь согласно вышеупомянутому закону Липецкой области «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств»:
Размер оплаты за перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках утверждается исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере потребительского рынка и ценовой политики (ч. 3 ст. 10).
Далее, согласно приказу Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 28.06.2012 №14-ц «Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области»: размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку на территории Липецкой области составляет 85,0 рублей за 1 километр (без НДС).
Кроме того, размер оплаты за хранение транспортных средств был утверждён ещё ранее приказом Управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области от 09.02.2010 №4 «Об установлении предельного размера платы за хранение задержанных транспортных средств на территории Липецкой области»:
Предельные размеры платы за хранение задержанного средства на специализированных стоянках составляют от 5 до 14 руб./час. (мотоциклы — 5,0 руб./час., легковые автомобили — 10,0 руб./час., грузовые автомобили и автобусы — 12,0 руб./час., грузовые автомобили в составе автопоезда — 14,0 руб./час.).
Но и это ещё не всё. Оказалось, что некоторыми юридическими лицами договоры на осуществление перемещения и хранения задержанных транспортных средств заключены лишь в ноябре 2012 года. При этом автомобили задерживались и до заключения таких договоров, а соответственно взималась и плата.
Получается, что решение сотрудника ДПС, заключающееся в поручении исполнения решения о задержании транспортного средства представителю юридического лица, не прошедшего надлежащий отбор, и последующее взимание платы с нарушителя за услуги эвакуатора, является незаконным!
Примечательно, что, выступая в одном из судебных заседаний по иску автовладельца к юридическому лицу (исполнителю решения о задержании автомобиля), представитель УГИБДД УМВД России по Липецкой области признал: в период с июля по ноябрь 2012 года из-за несогласования документации действительно не было исполнителей, прошедших предусмотренный порядок отбора и оформивших договорные отношения на осуществление перемещения и хранения задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, но так как административные правонарушения совершались, то и транспортные средства необходимо было убирать с улиц города.
Возникает вопрос: почему автолюбитель, пусть и совершивший административное правонарушение, должен платить непонятно кому только из-за того, что представители администрации Липецкой области вовремя не организовали проведение отбора исполнителей и затянули согласование необходимых документов? Бездействие власти – удар по кошельку гражданина?
Ещё более поражает тот факт, что пока лицо, заплатившее больше, чем положено за перемещение и хранение своего авто, не пожалуется в правоохранительные органы (желательно в территориальную прокуратуру по месту расположения штрафстоянки) или не обратится в суд, представители юридического лица разницу в оплате возмещать не спешат.
На своём сайте в статье на эту же тематику я привёл несколько советов, что необходимо и можно сделать для защиты своих прав.
К сожалению, в нашем государстве порой требуется защищать свои права самостоятельно.
Остаётся пожелать нашим согражданам удачи и всегда помнить золотое правило «Проинформирован – значит вооружён!».