
В настоящее время идет очень громкий процесс по ст. 128.1 УК РФ «Клевета» в отношении подсудимого Алексея Анатольевича Навального. Скорее всего, приговор (вероятнее всего, обвинительный) будет вынесен не позднее марта 2021 года.
Сайт «Праворуб» — это не политический ресурс. Тем не менее, как адвокаты, юристы, эксперты мы должны разобраться с точки зрения права содержится ли комментарии «О, вот они, голубчики. Надо признать, что пока команда продажных холуев выглядит слабовато. Посмотрите на них: это позор страны. Люди без совести. Предатели.» (именно такие слова были опубликованы Навальным) клевета со стороны Навального в отношении Ветерана Великой Отечественной войны.
К примеру, мне непонятно, почему в процессе над Навальным фигурирует видеозапись с вышеуказанными словами в то время, когда они были опубликованы в одной из соцсетей. Как я не старался, так и не нашел, чтобы была именно видеозапись с подобными словами. Возникает закономерный вопрос: «А вообще именно видеозапись с подобными словами А.А. Навального существовала ли изначально?». А следом и второй вопрос: «Если изначально подобного не было, то откуда она взялась? Фабрикация доказательства?». Тогда это повод назначить криминалистическую аудиовидеотехническую экспертизу.
Теперь перейдем к непосредственному раскрытию, что такое клевета.
Если обратимся к различным комментариям к ст. 128.1 УК РФ «Клевета», то общим среди толкований является следующее: объективная сторона выражается в действиях по распространению заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию; субъективная сторона характеризуется прямым умыслом – лицо должно осознавать, что распространяет именно ложные сведения, т.е. не соответствующие действительности; субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет; объект преступления – репутация человека, его честь и достоинство.
Если с субъектом преступления (я бы сказал, предполагаемого преступления) всё ясно (кто из Вас может сказать, что согласно паспорту Навальный А.А. не достиг возраста 16 лет?), то, на мой взгляд, со всем остальным имеются серьёзные проблемы. Разберем их по составным частям.
Начнем с объекта преступления.
В агитационной видеозаписи по поправкам в Конституцию Российской Федерации (а не в Конституции Российской Федерации как изначально представили, допустив орфографическую ошибку) приняли участие следующие лица: Василий Лановой (недавно умерший), известный нам по замечательному фильму «Офицеры» (вот именно с двух главных героев этого фильма и надо брать пример каждому, кто носит или носил (либо, придется надеть в случае войны) погоны), Олег Газманов, Вячеслав Фетисов, Иван Охлобыстин, Ирина Купченко, Аделина Сотникова, Лео Бокерия (советский и российский врач-кардиохирург – ну хоть теперь знаю, кто такой Лео Бокерия), Артемий Лебедев (дизайнер) и Ветеран Великой Отечественной войны Игнат Артеменко – где не конкретизировал, данных лиц и представлять не надо, так как они всем известны.
Объект преступления, как сказано выше, честь и достоинство другого человека, репутация другого человека. Все комментарии сходятся в одном – имеется в виду не неопределенный круг лиц, не совокупность других людей, а индивидуально определенный конкретизированный человек. Прозвучало ли в словах А.А. Навального, например, «Олег Газманов – продажный холуй и предатель», «Иван Охлобыстин – продажный холуй и предатель» и т.д.? Не прозвучало. Таких слов не прозвучало и в отношении Ветерана Великой Отечественной войны Игната Артеменко.
Теперь перейдем к объективной стороне клеветы – действия распространению заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Как было уже сказано, эти сведения должны были быть распространены в отношении индивидуально определенного, конкретизированного лица. Ссылаясь на уже озвученное, мы не можем утверждать того, что Алексей Анатольевич Навальный произнес слова «О, вот они, голубчики. Надо признать, что пока команда продажных холуев выглядит слабовато. Посмотрите на них: это позор страны. Люди без совести. Предатели.» в отношении индивидуально определенного конкретизированного Ветерана Великой Отечественной войны Игната Артеменко. Согласен, что такие слова и дальнейшее поведение в суде Навального совсем не красит его. И тем не менее, не усматриваю в словах Навального полной картины объективной стороны преступления.
К тому же, заведомо ложные сведения должны именно порочить честь и достоинство другого лица, подрывать репутацию другого лица. Разберем по пунктам:
- Доказано ли, что слова «О, вот они, голубчики. Надо признать, что пока команда продажных холуев выглядит слабовато. Посмотрите на них: это позор страны. Люди без совести. Предатели.» являются заведомо ложными? Полагаю, что следует эту фразу разбить на части «вот они, голубчики», «команда продажных холуев», «люди без совести», «предатели». Начнем со слова «голубчики». Обратимся для начала к классической литературе: «голубчик» упоминается в романе Льва Толстого «Война и мир» (монолог Тушина по обращению к другому мужчине – ласковое обращение к другому мужчине, как это было принято во времена жизни и творчества Льва Толстого) и в повествовании Ильфа и Петрова «Золотой теленок». То есть Навальный не думал ни оклеветать, ни оскорбить кого-либо из участников агитационной видеозаписи в поддержку поправок в Конституцию Российской Федерации. К тому же как слово голубчик может являться ложным сведением по отношению к мужчине? Вот если бы, Алексей Навальный произнес «о, вот они голУбки», то это было бы заведомо ложным сведением. Слова «команда продажных холуев» также нельзя признать доказательством заведомо ложных сведений в отношении индивидуально определенного конкретного лица, а также признать как доказанные ложные сведения. Слова «люди без совести» — здесь, полагаю, содержится только оценочное суждение со стороны Навального. Можно ли признать оценочное суждение заведомо ложными сведениями? Если исходить из действующей судебной практики, то недопустимо. Оценочное суждение даже не является предметом судебной защиты в споре гражданско-правового характера, на что указал Верховный Суд Российской Федерации в своем Пленуме № 3 от 24.02.2005 г. Чтобы оценочное суждение стало убеждением необходимо главное условие – намерение причинить вред конкретно Игнату Артеменко, конкретно Василию Лановому, конкретно Олегу Газманову и т.д. Но кому желал своей фразой Алексей Анатольевич Навальный причинить вред? Если бы эти слова прозвучали после расследования про геленджикский дворец, тогда можно было бы утверждать, что Навальный имел намерение причинить вред Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу. Но тогда при чем тут Ветеран Великой Отечественной войны Игнат Артеменко? Но речь то шла об агитационной записи по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Цель фразы Навального состоит в том, чтобы как можно меньше людей проголосовало за поправки в Конституцию Российской Федерации. Но разве клевета может причинить вред Конституции Российской Федерации, разве Конституция Российской Федерации является одушевленным физическим лицом? Как любит говорить Владимир Вольфович – «Однозначно. Однозначно нет». И слово «предатели». Предатели кого и чего? Российской Федерации, Союза Советских Социалистических Республик, Народа, Конституции Российской Федерации?.. То есть вся эта фраза Навального даже не тянет на мнение – так, оценочное суждение, ответственность за которое не предусмотрена.
- Порочит ли фраза «О, вот они, голубчики. Надо признать, что пока команда продажных холуев выглядит слабовато. Посмотрите на них: это позор страны. Люди без совести. Предатели.» честь и достоинство, репутацию кого-либо из принявших участие в агитационной записи? Начнем с репутации. Вот после этих слов Навального уменьшилась ли репутация Игната Артеменко как Воина-Победителя гитлеровского нацизма? Если бы мы были в классе средней школы, то даже сказал бы так «Дети, поднимите руки, кто скажет, что репутация Воина-Победителя гитлеровского нацизма, Ветерана Великой Отечественной войны после слов Навального в Ваших глазах уменьшилась». Лично в моих глазах ни капли не уменьшилась его репутация, как и в глазах любого другого здравомыслящего человека, способного критично воспринимать информацию. С честью и достоинством, согласен, здесь сложнее. Но порочат ли произнесенные Навальным слова честь и репутацию это уже планида судебных экспертов-лингвистов ответить на этот вопрос. Следовательно, нужна и лингвистическая экспертиза на предмет установления двух фактов: 1) являются ли слова «О, вот они, голубчики. Надо признать, что пока команда продажных холуев выглядит слабовато. Посмотрите на них: это позор страны. Люди без совести. Предатели.» мнением или убеждением; 2) порочат ли слова «О, вот они, голубчики. Надо признать, что пока команда продажных холуев выглядит слабовато. Посмотрите на них: это позор страны. Люди без совести. Предатели.» честь и достоинство кого-либо из принявших участие в агитационной видеозаписи или конкретно Игната Артеменко?
Таким образом, снова не складывается объективной стороны преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 128.1 УК РФ.
Довершим эту часть раскрытия субъективной стороной преступления «клевета». То есть ответим на вопрос «Имелся ли в словах подсудимого Алексея Анатольевича Навального прямой умысел оскорбить или оклеветать Ветерана Великой Отечественной войны Игната Артеменко или человека Игната Артеменко, осознавал ли Навальный, что распространяет заведомо ложные сведения?». Для этого следует ответить на два подвопроса: 1) Когда Навальный узнал, что это Ветеран Великой Отечественной войны Игнат Артеменко и был ли знаком с ним ранее? и 2) Кого конкретно пытался оскорбить ли оклеветать Алексей Навальный своим комментарием к агитационной видеозаписи?
На мой взгляд, ответ на оба подвопроса отрицателен. Так как в любом высказывании Алексея Анатольевича Навального, в любой его видеозаписи целью является именно Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович и его действия по изменению законов Российской Федерации, в том числе Конституции Российской Федерации, не на пользу каждому гражданину Российской Федерации, каждому проживающему в Российской Федерации, а только для себя любимого (это уже поле деятельности психиатров – нарциссизм).
Так что же такое клевета? Думаю, что очень хорошо это раскрыто в публикациях эксперта-лингвиста Анастасии Вячеславовны «О клевете в интернете: мысли и наблюдения лингвиста-эксперта» и «О фразе «Путин – вор»: можно ли привлечь за неё по закону о неуважении к власти?». С точки зрения экспертов, для доказывания клеветы необходимы два условия: 1) чтобы высказывающий своё убеждение достоверно знал, что сказанное им не соответствует действительности; 2) сведения носили порочащий характер. В словах Навального нет ни первого, ни второго, так как: а) биография Игната Артеменко Навальному неизвестна, рассказывать её стал только прокурор в этом первом громком процессе 2021 года; б) порочащий характер эти сведения если и могут носить, то только в отношении тех физических лиц, кто действительно голосовал за поправки в Конституцию Российской Федерации, кто организовывал это голосование в момент пандемии коронавируса и не в избирательных участках, а, как это рассказывалось в период голосования в социальных сетях, — на пеньках, в багажниках автомобилей и тележках из супермаркета «Пятерочка» (даже проходила информация, что «избирательный участок» был в женской сумочке). Максимум, на что тянут слова Алексея Навального про агитационную видеозапись – искажение информации. Но здесь лучше предоставить слово судебным экспертам-лингвистам.
Общий вывод, полагаю, должен быть таков: Уголовное дело в отношении Навального по ч. 2 ст. 128.1 УК РФ «Клевета» подлежит прекращению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства как оценочное суждение, искажающее информацию. А слова, произнесенные Алексеем Навальным, пусть останутся на его совести. Подвиг Ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе и вышеуказанного Ветерана, от этих слов не уменьшится.