
Начало глобальной пандемии коронавируса COVID-19 существенно повлияли на всю мировую экономику сместив приоритеты в сторону удалённой (дистанционной) работы во всех отраслях, и юриспруденция не стала исключением.
В этой заметке я изложу лишь основные изменения, которые произошли в массовом сознании и повлияли на то, как большинство потенциальных получателей юридической помощи, в том числе из бизнес-сегмента, теперь ищут и выбирают юристов.
Регистрация новых компаний (ООО) и ИП
На протяжении многих лет процессы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей неуклонно формализовывались и в настоящее время упростились настолько, что зарегистрировать новое юрлицо теперь можно даже без походов в налоговую инспекцию — достаточно иметь личную ЭЦП и подтверждённый аккаунт на портале госуслуг.
Вследствие тотальной формализации и упрощения процедуры регистрации новых субъектов предпринимательской деятельности, этими вопросами теперь занимаются практически все, кому не лень, и в первую очередь банки и бухгалтерские компании, предлагающие услуги по подготовке учредительных документов и госрегистрации бесплатно, в расчёте на последующее долгосрочное сотрудничество и обслуживание именно у них.
Таким образом, услуги по регистрации новых, простых субъектов предпринимательства в чистом виде стали практически непродаваемыми, за исключением более сложных вариантов — компаний с иностранным участием, АО и НКО.
В то же время сохраняется спрос на услуги по ликвидации «отслуживших своё» компаний, а так же внесение изменений в учредительные документы, и сделки с долями в ООО, либо акциями в АО, но потребности в этом сегменте в основном закрываются специализированными регистраторами и нотариусами.
Юридические консультации и подготовка стандартных документов для самостоятельного обращения в суд
В связи с массовым распространением всевозможных юридических агрегаторов и «шаблонизаторов», юридические услуги связанные с консультированием и составлением различных юридических документов всё больше переходят из сферы личных контактов в формат взаимодействия пользователей на различных интернет-сайтах.
К сожалению, такой формат уже привёл к массовому обесцениванию юридических консультаций, поскольку безумная конкуренция между различными сайтами-агрегаторами, и самими юристами — пользователями этих агрегаторов, организована по принципу обратного аукциона, и последствия такого подхода не сулят ничего хорошего ни самим юристам, ни их потенциальным клиентам. (Подробнее о сущности юридических агрегаторов: Праворуб: Юридические агрегаторы и что ждёт юристов с их распространен...)
Именно поэтому, администрация Праворуба считает дальнейшее развитие и поддержание раздела бесплатных вопросов и ответов бесперспективным и даже вредным для настоящих профессионалов, поскольку ставит Праворуб в один ряд с массовыми юридическими агрегаторами, ориентированными на люмпен-сегмент потенциальных потребителей.
Продвижение юристов в социальных сетях
В начале 2021 года существенно изменилось отношение пользователей к рекламе юридических услуг в социальных сетях и на различных массовых блог-платформах. Согласно нескольким опросам, проведённым различными компаниями среди разных категорий пользователей, деловое значение социальных сетей неуклонно снижается. Социальные сети всё больше воспринимаются тем, чем они изначально и задуманы — развлекательными «болталками», а не источниками серьёзной информации.
По наблюдениям маркетологов, пока ещё сохраняется «продажный потенциал» соцсетей в сфере торговли недорогими бытовыми гаджетами, косметикой, сувенирами и прочей мелочёвкой, а в сфере продажи услуг доминируют парикмахерские и косметические услуги, хотя небольшой сегмент пока ещё сохраняется за продажей различных тренингов, вебинаров и прочих курсов «личностного роста».
Поиск более сложных и дорогих товаров, работ и услуг неуклонно смещается в направлении более серьёзных и специализированных сайтов, позволяющих потенциальным покупателям получить представление о продавце / исполнителе, ознакомиться с его портфолио, отзывами о нём, а так же «историей» его деятельности на конкретном, доверенном (проверенном) интернет-ресурсе.
Полагаю, что в современных условиях, роль Праворуба в продвижении настоящих профессионалов юриспруденции, будет расти, но сама по себе регистрация на проверенном временем портале ещё мало что даёт конкретному пользователю, поскольку его личная «продвинутость» и профессиональная привлекательность складываются из множества элементов, основные из которых я попробую перечислить:
Давность присутствия в каталоге профессионалов — только что зарегистрированные неофиты не вызывают такого же доверия как «старожилы».
Профессионально оформленная личная страница (личный профиль) на специализированном профессиональном портале, включая все дополнительные атрибуты (рейтинг, репутацию, отзывы и т.п.). Безымянные и безликие «Superlawier'ы» уже никому не интересны.
Личное портфолио — в первую очередь люди ищут варианты решения своих собственных проблем, и только потом обращают внимание на личность потенциального исполнителя. При этом, «клиповые» победные реляции уже давно не вызывают доверия — только реально уникальный и качественный контент может привести к вам действительно заинтересованного в сотрудничестве и платёжеспособного доверителя.
Внятная профессиональная биография и специализация. Полные «универсалы» мало кому интересны, людям необходимо хотя бы общее понимание специфики деятельности рассматриваемого профессионала. Как ни крути, но защита от обвинений в педофилии (ст. 132 УК РФ), существенно отличается от защиты «расхитителей-мошенников» (ст. 159 УК РФ) или «налогоскрывателей» (ст. 199 УК РФ).
Понятность и конечность системы ценообразования — перманентную оплату на основе почасовой ставки большинство уже даже не рассматривает как приемлемую, отдавая предпочтение договорам с фиксированной оплатой, хотя варианты «фикс + премия за результат» становятся всё более популярными и востребованными.
Общая порядочность, обязательность и оперативность. Во всех опросах респонденты жалуются на внезапное «пропадание» юристов после получения аванса, срыв договорённостей, необязательность и некомпетентность, прикрываемую отговорками на мифический подкуп судьи «противной стороной».
Времена «лёгких денег» и очередей у входа в офисы юристов давно и безвозвратно прошли, пора привыкать к новым реалиям. Надеюсь, каждый сам сделает выводы и скорректирует свою деятельность. Ну а если нет — государство обещает позаботиться о социально незащищенных слоях населения… всё будет хорошо, но не у всех.
P.S. В социальных сетях и месенджерах бродят слухи о грядущем «огосударствлении» адвокатуры, создании некоего ФГУП «Российская адвокатура», которая якобы «объединит профессиональных защитников, которые будут оказывать услуги малоимущим гражданам за счет бюджета РФ», то есть похоже, что кто-то очень сильно мечтает о создании «государственной адвокатуры для бедных», рядом с которой останется какое-то количество «свободных» адвокатов для состоятельных клиентов… и у меня нет приличных слов для комментария подобных слухов, но мне бы очень не хотелось чтобы подобные выдумки вдруг материализовались...