Президиум Верховного Суда Российской Федерации, придавая большое значение необходимости реализации обязательств России, вытекающих из положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, открытой для подписания 9 декабря 2003 года, рас-смотрел результаты обобщения судебной практики о применении судами законодательства о преступлениях коррупционной направленности.
Проведенный анализ судебной практики показал, что суды в целом правильно применяют нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении дел указанной категории. При этом суды руководствуются положениями Федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также разъяснениями постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем». Постановленные по конкретным делам приговоры содержат ссылки на законодательство, регламентирующее порядок и условия прохождения государственной гражданской службы, муниципальной службы Российской Федерации, а также на иные нормативные акты, служащие правовым основанием для признания лица субъектом уголовной ответственности по делам рассматриваемой категории.
За совершение преступлений коррупционной направленности в течение 9 месяцев 2010 г. осуждено 6826 лиц. Основными категориями лиц, совершивших данные преступления, являлись государственные и муниципальные служащие, руководители и другие лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
По изученным материалам, поступившим из судов, предметом судебного рассмотрения все чаще становятся дела, возбужденные в отношении должностных лиц, занимающих высокое положение в системе государственных органов власти и управления, что свидетельствует о повышении эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции.
Наиболее распространенным видом преступлений указанной категории по-прежнему остается взяточничество. За 9 месяцев 2010 г. за получение взятки осуждено 1393 лица, из них к реальному лишению свободы на определенный срок – 26% осужденных. При этом за наиболее тяжкие виды этого преступления к лишению свободы: по части 3 статьи 290 УК РФ, за получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления осуждено 50% лиц. По части 4 статьи 290 УК РФ за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере или с вымогательством взятки осуждено 72,6% лиц.
Одним из основных видов наказания за преступления коррупци-онной направленности, не связанного с лишением свободы, является штраф, который назначен 1774 лицам.
Решение в отношении вида и размера назначенного наказания принималось судами с учетом характера действия (бездействия) виновных лиц, размеров взятки, обстоятельств, связанных с поведением осужденных во время или после совершения преступлений, обстоятельств, влияющих на оценку степени общественной опасности содеянного (в частности, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления), а также данных о личности подсудимых.
За 9 месяцев 2010 г. суды при рассмотрении дел о преступлениях коррупционной направленности в 237 случаях реализовали свои полномочия, предусмотренные частью 4 статьи 29 УПК РФ, связанные с вынесением частного определения (постановления) как средства реагирования на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан.
Вместе с тем, практика вынесения частных определений (постановлений) заслуживает более широкого распространения, с тем чтобы не оставались без судебной оценки причины и условия, которые способствовали совершению коррупционных преступлений.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что преступные посягательства на установленный законом порядок деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и учреждений способствуют утрате доверия общества к государственным институтам, препятствуют проведению социальных и экономических преобразований, создают обстановку, благоприятную для совершения иных преступлений, правомерно рассматриваются как угроза национальной безопасности Российской Федерации, а также формируют негативный образ России в международном сообществе.
2. Имея в виду, что обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах является одним из основных направлений Национального плана противодействия коррупции судам следует строго соблюдать требования закона об индивидуализации наказания, назначаемого осужденным за совершение преступлений коррупционной направленности, а также обеспечивать соблюдение разумных сроков рассмотрения дел указанной категории.
3. Рекомендовать судам при рассмотрении дел о преступлениях коррупционной направленности принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению этих преступлений, ставить вопросы об их устранении в частных определениях (постановления) перед руководителями государственных, муниципальных организации и учреждений.
В целях повышения эффективности профилактической функции правосудия по противодействию коррупции председателям судов следует регулярно осуществлять организационные меры по контролю за выполнением частных определений (постановлений), вынесенных по делам о преступлениях коррупционной направленности.
4. Рекомендовать судам осуществлять мониторинг практики рас-смотрения дел указанной категории, обращая особое внимание на дела, связанные с дачей и получением взятки должностными лицами и злоупотреблениями, допускаемыми государственными служащими при выполнении функций, связанных с распределением и расходованием бюджетных средств.
5. Председателям судов обеспечить проведение мероприятий пооперативному размещению на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции, постановленных по результатам рассмотрения дел о преступлениях коррупционной направленности.