Не знаю, как в других регионах, но в Самаре взыскание 30 000 руб. в качестве компенсации расходов на представителя по гражданскому делу в суде общей юрисдикции встречается не часто, поэтому решил, что есть повод для радости (за доверителя в первую очередь).

Кратко о деле. Департамент управления имуществом городского округа обратился с иском к моему доверителю, а также к цепочке лиц, ранее являвшихся собственниками его квартиры, с иском о признании квартиры выморочным имуществом, признании доверителя не приобретшим право собственности, выселении и снятии с регистрационного учета всей семьи доверителя. В иске Департаменту отказано в полном объеме. Департамент подал жалобу в президиум областного суда, но безрезультатно.

О сложности дела согласно нашему ходатайству свидетельствовали следующие обстоятельства:

  • Количество участников дела  - семнадцать;
  • Судебных заседаний — семь в первой инстанции и одно в апелляции;
  • Свидетелей допрошено трое (опрос еще одного адвокат представил в письменном виде, вызывать его суд не стал);
  • Объем дела — три тома и еще два тома истребованного другого гражданского дела из другого суда;
  • Объем подготовленных адвокатом процессуальных документов — 5 штук на 22 листах;
  • Отсутствие сложившейся практики по сходным делам.

Мною было заявлено ходатайство о взыскании 100 000 руб. расходов на представителя. Прокурор (участвовал в деле, поскольку решался вопрос о выселении детей) высказался за 20 000, но судья вынесла определение о взыскании 30 000 руб. Указанное определение также было предметом рассмотрения облсуда по апелляционной жалобе Департамента, но устояло.

Уважаемые коллеги, ведется ли где-либо статистика реально взысканных судами компенсаций судебных расходов, может кто собирает судебные акты по регионам?

Да 28 28

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: cygankov, Стрижак Андрей, Климушкин Владислав, Галкина Ольга, Коробов Евгений, Ермоленко Андрей, Мамонтов Алексей, Горчаков Александр, advokatpigurnova, infestum, tverdislav, Борисов Юрий, Ширшов Игорь
  • 17 Марта 2017, 16:51 #

    Уважаемый Станислав Александрович, ну не так уж и хорошо. Не знаю какие там основания для снижения, но подозреваю, что эти основания «виртуальные», то есть, суд вряд ли это обосновал.

    Меня вот это позабавило. Это бы в раздел юридического юмора на сайте надо:

    обратился с иском:

    об оспаривании свидетельства о праве на наследство,
    Ну да, ну да, наследники есть, наследственная масса есть, а свидетельство просто порвать.

    признании квартиры выморочным имуществом,
    Это как так!? Там что, наследников нет!? А может быть им надо было проще поступить, запросить ЗАГС о родственниках? Или ещё проще — убить всех потенциальных наследников и получат выморочное.

    выселении и снятии с регистрационного учета всей семьи доверителя.
    Ну логично, а то ведь суд выселит, а они останутся на «регистрационном учёте», и что тогда делать!?

    +7
    • 17 Марта 2017, 16:56 #

      Уважаемый Владислав Александрович, после вашего комментария отредактировал публикацию (giggle)
      Оспаривание свидетельства действительно было заявлено департаментом в первоначальном иске, но после уточнения, это требование истец исключил.

      Что касается наследников, то развернулась целая детективная история (с привлечением сотрудников МВД) по установлению судом родственных связей между умершим собственником квартиры и двоюродным племянником — первым в цепочке продавцов.

      Да, каких-либо обоснований снижения, кроме набивших оскомину требований «разумности и справедливости» суд не привел. Учел еще, видимо, «особый бюджетный» статус департамента (

      +9
  • 17 Марта 2017, 17:20 #

    Станислав Александрович, у нас вот так обстоят дела. Хотя прошло три года, цифры в общей юрисдикции не поменялись до сих пор. 

    В арбитраже вот так взыскивают расходы на наши услуги.

    +5
    • 20 Марта 2017, 17:47 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, может быть мне имеет смысл оформить этот пост подробнее с добавлением документов, ссылок на ваши материалы и перенести его в процессуальный раздел? Как считаете, или 30 из 100 — это не повод для оптимизма?

      +1
  • 17 Марта 2017, 17:26 #

    Уважаемый Станислав Александрович, удивили такой суммой, честно говоря. 
    У нас такие суммы только мировые судьи теперь взыскивают, и то не все.
    Вот из последнего, буквально на днях суд взыскал с ТСЖ ( об этом деле я писала ранее) 68000 расходов на представителя, плюс 3000 расходов на консультацию представителя ( т.е. меня) со специалистом в области аудита. Реально мы заявляли сумму в 83000 в общей сложности.
    Предмет — оспаривание решения ТСЖ, по делу было пять заседаний в первой инстанции, длительность каждого час и более, объем дела два неполных тома, практики немного, апелляция со стороны ответчиков ( соответственно я писала возражения) и одно заседание суда апелляционной инстанции.
    По двум другим делам, уже мировой судья взыскала по 35000 за каждое ( это полная сумма, без снижения вообще), при том что я там включилась только на апелляции ( писала дополнения к жалобам ( можно сказать, что полностью меняла все основания жалоб), участвовала в четырех заседаниях в апелляции( два из них были короткие совсем, по формальным основаниям откладывались), и еще дела возвращались на доп решения, так я и там по одному заседанию провела.
    Мировой судья по спору о защите прав потребителей взыскал 24000 — два заседания первой инстанции, подготовка иска.
    Вот как-то так.

    +9
    • 20 Марта 2017, 17:46 #

      Уважаемая Татьяна Михайловна, искренне рад за ваших доверителей (и вас конечно же)! В Самарской области над этим работать и работать.Можете ли поделиться обезличенными судебными актами для предоставления нашим судьям в качестве «статистического материала»?

      +2
      • 20 Марта 2017, 18:49 #

        Уважаемый Станислав Александрович, обязательно поделюсь, но позже. 
        На самом деле, учитывая объем дела, множественность лиц, существо спора, такой размер компенсации расходов доверителя может быть связан исключительно с тем, что на второй стороне люди государевы, и это возмущает до крайности.
        Я бы посоветовала Вашему доверителю идти обжаловать в кассацию. И побольше им в кассации напишите ссылок на постановления ЕСПЧ, они к этому хоть немного прислушиваются.

        0
        • 08 Мая 2018, 18:01 #

          Уважаемая Татьяна Михайловна, вновь столкнулся с необоснованным занижением суммы взысканной с проигравшей стороны компенсации расходов выигравшей стороны на оплату гонорара адвоката. В этот раз 20 из 300 заявленных. Вдруг у вас по прошествии года появилась возможность поделиться практикой ЕСПЧ?

          +1
          • 10 Мая 2018, 11:52 #

            Уважаемый Станислав Александрович,  сочувствую Вам искренне. Но помочь вряд ли смогу. Поскольку у нас в регионе ситуация не такая печальная, просто нет оснований идти дальше апелляции, чаще всего. Поэтому до ЕСПЧ уж точно никто по такому поводу не пойдёт. И подобную практику у других я не видела.
            ↓ Читать полностью ↓
            Но, честно говоря, на этот предмет я и не изучала решения ЕСПЧ. А что ваша кассация, молчит, считает такое положение дел вполне нормальным? Может тогда в ВС РФ сходить? Такие суммы просто смешны и такая компенсация вообще противоречит здравому смыслу. Не может судебное дело стоить столько!
            А есть ли у вашей палаты рекомендации по оплате труда адвокатов? Мы на свои с успехом ссылаемся в судах. 
            И еще стоит, конечно, оценить сложность и длительность дела, и активность представителя — расписать очень подробно, прямо пошагово, что было сделано. Я пишу, если хочу взыскать масксимум, что конкретно сделано и когда, составляю отчет о проделанной работе ( могу скинуть Вам образец).
            Меня, конечно, возмущает, что суды начинают копаться в том, что сделано, и пытаться со своей колокольни оценить трудозатраты. Колокольни-то совсем разные — суд всем обеспечен, сидит на всём готовом, ни ручки, ни бумаги покупать не надо. А мы — и офис сними, и расходники все сам покупай, и проезды разные, и налоги… Конечно, это всё в цену закладывается.
            И еще один момент интересный — когда государство в лице суда принимает к рассмотрению имущественный спор, госпошлина, почему-то, рассчитывается исходя из стоимости имущества))) А адвокат из стоимости иска не может рассчитать свой гонорар, это будет признано необоснованным. А почему? Суть госпошлины аналогична гонорару адвоката — плата за рассмотрение  ( ведение) дела.
            В общем, я тоже много думаю на эту тему. 
            Повторюсь, думаю, что надо идти до конца. Найдите хотя бы одного клиента, который не потеряет интерес к этому вопросу и убедите пойти в ВС. 
            Я по некоторым делам так даже и бесплатно кассации делаю, чтобы практику сломать попытаться.

            0
            • 22 Мая 2018, 15:43 #

              Уважаемая Татьяна Михайловна, полностью разделяю ваше возмущение сложившейся в Самарской области практикой занижения компенсаций юридических расходов в СОЮ. Искренне благодарю за внимание к проблеме. Что касается упомянутого мной дела, то в настоящий момент с одним принципиальным доверителем находимся на стадии кассационной жалобы. Апелляция оставила в силе определение первой инстанции о взыскании 20 из 300. Направлена жалоба председателю областного суда. Дело истребовано для рассмотрения  в президиум областного суда. Готовы идти и в ВС.

              +1
  • 17 Марта 2017, 21:59 #

    Уважаемый Станислав Александрович, на Ваш вопрос: "…  ведется ли где-либо статистика реально взысканных судами компенсаций судебных расходов, может кто собирает судебные акты по регионам?"
    Никогда не слышала о подобной статистике. А кому нужно собирать подобные судебные акты, даже предположить сложно. 
    В Вашем случае, полагаю, что суд не прав столь занизив сумму взыскиваемых  расходов на услуги представителя по сложному делу.  Но не удивлена, к сожалению. 
    На моей практике самая большая сумма компенсации расходов на представителя в суде общей юрисдикции — 140 000 руб.   В арбитражном суде, где бываю не часто, (дел 4-6 в год) всегда расходы взыскивались в полном объеме. (возможно просто везет :)).
    Ужасно не люблю заниматься процедурой взыскания расходов на представителя (себя любимую).  Но иногда приходится...
     

    +7
    • 20 Марта 2017, 17:43 #

      Уважаемая Ольга Николаевна, арбитраж — тема для отдельного обсуждения. В целом, ситуация с немотивированным снижением компенсации юридических издержек там, конечно, гораздо лучше.
      Что касается СОЮ, то не просто не встречал на просторах Самарского региона практики взыскания большей суммы, чем 30 000 руб. Может быть плохо искал)Андрей Владимирович пытается практику собирать.

      +1
  • 18 Марта 2017, 06:45 #

    Уважаемый Станислав Александрович,
    Эта такая же тема, как размер морального вреда. Похожая.
    Методики по расчету, либо тарифа нет, да и быть не может.
    Все-таки гражданско-правовые отношения. Основанные на свободе договора.
    В таких вопросах меня больше всего интересует момент предъявления требования о взыскании.
    До принятия решения судом первой инстанции.
    Либо после того как.
    Что собственно ТАКЖЕ (с учетом поданных АЖ) входит в юробязанность апелляции.
    В арбитраже это достаточно устоявшаяся практика сторон: предъявляют копию договора (соглашения) и чек-ордер об оплате.
    А вот в СОЮ как-то — по моему субъективному наблюдению (не берусь утверждать на 100%) — сие часто делается отдельно (уже в другом процессе) стороной, выигравшей спор. Уже после основного результата.
    Да и от воли доверителя зависит.
    Но САМОЕ интересное — это из какого бюджета взыскивать?
    В Вашем случае — «Департамент управления имуществом городского округа».
    Т.е. ОМСУ.
    А в бюджете онного такая ЦСР вообще предусмотрена? ВОПРОС.
    К примеру, как в федеральном бюджете ЦСР на исполнение решений ЕСПЧ.

    +2
    • 18 Марта 2017, 07:33 #

      Методики по расчету, либо тарифа нет, да и быть не может.
      Уважаемый Юрий Борисович, а Вы уверены, что её не может быть? ;)

      +3
      • 18 Марта 2017, 10:55 #

        Уважаемый Владислав Александрович,
        Да, хорошо бы ввести всякие параметры — и получить результат.
        Но пока моих образований (математического и юридического) на это не хватает:(

        +1
        • 19 Марта 2017, 18:52 #

          Уважаемый Юрий Борисович, ну для примера давайте посчитаем минимальную достаточность, а в качестве модели возьмём Ваш прошлый год работы. 
          Берём прожиточный минимум. Учитываем, что это уровень нищенства. Умножаем его на три — это уровень бедности. Умножаем его на семь — это уровень «среднего класса». Смотрим сколько за прошлый год должны были заработать, исходя из того, что ещё надо затраты покрыть и налоги заплатить. Ведь прожиточный минимум (умноженный на три и на семь) — это то, что Вы должны положить в карман, а до этого надо понести затраты и заплатить налоги.
          После этого смотрим сколько на самом деле часов отработано и сколько должен был стоит в среднем час работы. Можно посчитать по делам, сколько в среднем стоило одно дело. Можно по рабочим дням, сколько дело заняло рабочих дней и сколько такой день должен был стоить. Можно даже проранжировать дела по сложности, скажем, по пятибальной шкале, и посчитать уже более точный «тариф».

          +6
  • 18 Марта 2017, 08:45 #

    Уважаемый Станислав Александрович, еще вам стоит обратить внимание на это.

    +2
    • 20 Марта 2017, 17:34 #

      Уважаемый Андрей Владимирович, учитывал этот документ при подготовке своего ходатайства. 

      +1
  • 20 Марта 2017, 15:37 #

    Уважаемый Станислав Александрович, сумма не большая, но причина очень проста:Департамент управления имуществом городского округа обратился с иском к моему доверителю,Почти по всем делам, где сторона, с которой взыскивают суд. расходы, является бюджетной, сумма занижается.
    Вспомнился недавний пример: арбитраж, сложный налоговый спор (ЮЛ vs ФНС), в котором ВС вернул дело в ААС, тот принял решение в пользу ЮЛ, снова дошли до ВС — устояло. Предъявлялось около 800 т.р., суд взыскал 75 т.р., не смотря на высокую репутацию представителей, сложность, кол-во заседаний и инстанций. Хотя практика, по крайней мере в АС, по большей части положительная, и в подобных спорах взыскивали и миллионы суд.расходов, но с бюджетом такое «не прокатит».

    +1
  • 21 Марта 2017, 11:12 #

    Уважаемый Станислав Александрович, коллеги, не знаю как в других регионах, но у нас в воронежской области установлены минимальные ставки адвокатского вознаграждения исходя из стоимости 1-го дня занятости в суде. Ставки в Арбитражном суде и СОЮ разные. Под одним днем занятости понимается участие в судебном заседании, составление сложного документа, ознакомление с материалами дела, составление искового заявления и т.д. Суды взыскивают без проблем расходы на оплату услуг адвоката, но в квитанции должно быть четко указано за какие заседания произошла оплата, либо представлен отчет адвоката (если была предоплата за дело). Если же в приходном ордере стоит просто сумма и указано за участие в деле, то начинаются качели. в этом случае все сводится к подсчету заседаний и умножении этого количества на минимальную ставку. Бывает, что взыскивают и по более высокой ставке нежели минимальная, но если представлено соглашение и в приходном ордере расписаны суммы. Надо сказать, что минимальная ставка не драконовская для адвоката — 9000 СОЮ и 12000 арбитраж в первой инстанции, 12000 вторая инстанция, кассация СОЮ и 12000 арбитраж апелляция.

    +1
    • 21 Марта 2017, 12:23 #

      Уважаемый Алексей Вячеславович, Воронежкая область в части взыскания судебных расходов для меня оказалась открытием.
      20 000 рублей (!)(cash) за день участия взыскивают без проблем. Как указал один судья, сколько будет указано в договоре на оказание юридической помощи, столько и взыщем.
      Короче — Воронежская область рулит. Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область и остальные пригороды России — в отстой! 
      Хочу вести дела в Воронежской области, самом богатом регионе России!:)

      +1
  • 30 Марта 2017, 09:17 #

    Действительно, успех!!!
    Поздравляю!
    Со временем растут расценки на всё, кроме взысканных представительских. Последние имеют тенденцию к удешевлению.
    Никакой разумности не наблюдаю.

    +3
  • 31 Марта 2017, 02:56 #

    Уважаемый Станислав Александрович, это действительно повод для полновесной Публикации в разделе «Судебная практика»!  Поздравляю! ;)

    +2
  • 31 Марта 2017, 08:31 #

    Добавлю к вопросу, как суды взыскивают представительские.
    Апелляция пишет: «требования удовлетворены частично».
    Да, ну?!
    Требования удовлетворены в полном объеме!!!

    +4
    • 31 Марта 2017, 08:48 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, зато мы знаем, что стоимость противостояния государственному органу в Кемеровской области стоит всего 2 000 — 2 500 рублей и дела подобного рода, как выясняется, не представляет никакого труда для граждан и организаций!
       И я с судом почти согласен. Вон, прямо под ногами Басманного районноо суда г. Москвы напечатано объявление: составим иск всего за 3 000 рублей(!). Так это ж Москва!
      Видно и суды исходят из расценок заугломюристыж!(headbang)
      У меня по делу гидродар Мосгорсуд, чтобы обосновать снижение расходов на представителя написал, что дела подобного рода не представляют никакой сложности (!). :x
      В общем так, денег нет, но Вы там держитесь!

      +3
      • 31 Марта 2017, 08:54 #

        Уважаемый Евгений Алексеевич, а вообще по мнению суда есть какое-то дело, представляющее сложность?
        И потом в моем выше обозначенном случае апелляция правила решение. Суд первой инстанции допустил ошибку.  Разве это не признак некоторой сложности?   Признак!
        Более того, как суд может рассуждать о сложности дела, если никем никаких критериев сложности не установлено.  

        +5
        • 31 Марта 2017, 09:07 #

          Уважаемый Андрей Валерьевич, апелляционное определение является основанием для подачи жалобы в ККС Кемеровской области для лишения статуса судьи первой инстанции! Подумайте над этим вопросом, после которого судьи поменяют к Вам своё отношение и такую чушь больше писать не будут. 
          Если судья не смог разобраться с делом не представляющим собой особой сложности, то это говорит о его некомпетенции, что является недопустимым для судьи, принижает авторитет судебной власти  и т. д.
          У меня коллега в одном из регионов так построила судью через ККС, что он при её посещении разве что хлеб соль не выносит! И мне говорит, зря Вы, Евгений Алексеевич, их жалеете!

          +3
          • 31 Марта 2017, 09:09 #

            Уважаемый Евгений Алексеевич, как-то зам. президента нашей палаты со сцены сказала (почти дословно): «Это последнее дело для адвоката жалобы в ККС на судей писать».

            А в этом деле, да, судья ошиблась дважды.

            +3
        • 31 Марта 2017, 09:07 #

          Уважаемый Андрей Валерьевич,
          как суд может рассуждать о сложности дела, если никем никаких критериев сложности не установленотак внутреннее убеждение же рулит!

          +2
    • 31 Марта 2017, 09:32 #

      Уважаемый Андрей Валерьевич, а не написать-ли в ВС РФ запрос: почему судья первой инстанции ошибся в решении по делу небольшой сложности?

      +2
      • 31 Марта 2017, 09:46 #

        Уважаемый Владимир Михайлович, писали ранее уже по другой теме. Ответ сами знаете какой был: Вы никто и звать Вас никак.  Однако через пару месяцев вышло постановление ВС РФ с разъяснением проблемы, по которой Я обращался. (Налогообложение присужденного штрафа по ЗПП).

        +3
        • 31 Марта 2017, 09:47 #

          Уважаемый Андрей Валерьевич, вот видите, вышло же постановление!(Y)

          +4

Да 28 28

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Взыскано 30 000 руб. расходов на адвоката в гражданском процессе.» 5 звезд из 5 на основе 28 оценок.
Это группа для КРАТКИХ заметок о текущих, может быть, не очень больших победах, описание которых не "тянет" на большую публикацию, либо банально по сути, но эти победы далеко не каждый раз удаются адвокату и юристу. Заметка может повлечь за собой обсуждение с заинтересованным пользователем и "делёж" опытом и образцами.
А как поднимает настроение!!!

Свежие комментарии

Продвигаемые публикации