Определение СКАД Верховного Суда РФ от 16 августа 2023 г. N 66-КАД23-6-К8
В 2005 году был сформирован земельный участок, на котором возведено 4 МКД. В 2021 году ОМСУ размежевал этот участок и «выделил» каждому из МКД свой участок земли. Жители ряда домов обратились в суд с оспариванием нового проекта планировки с проектом межевания (в части образования новых земельных участков), полагая, что в результате образования — на основании оспариваемого муниципального НПА — новых земельных участков истцы лишаются возможности пользоваться значительной частью объектов и элементов единой инфраструктуры жилищного комплекса, а главное, — формирование земельных участков возможно только с согласия всех собственников многоквартирных домов.
Суды трех инстанций согласились с требованиями истцов, однако Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся акты и в удовлетворении административного иска отказал:
- право общей долевой собственности на земельный участок под МКД, являющийся общим имуществом, возникает в силу прямого указания закона у всех собственников помещений в таком доме в случае, если участок образован в установленном порядке на основании проекта межевания территории, поставлен на государственный кадастровый учет как земельный участок под МКД (с соответствующим видом разрешенного использования, предусматривающим возможность эксплуатации МКД);
- границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ);
- законодательство о градостроительной деятельности не запрещает на одном земельном участке строительство и, соответственно, ввод в эксплуатацию двух и более многоквартирных домов;
- как следует из материалов дела, исходный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2005 году. На основании постановления мэра и договора аренды, заключенного между ОМСУ и застройщиком, земельный участок предоставлен застройщику под строительство многоэтажного жилого дома. В рамках указанного договора в границах этого земельного участка застройщиком было поэтапно возведено и введено в эксплуатацию несколько МКД;
- в связи с этим в соответствии с требованиями ст. 16 Вводного закона у ОМСУ возникла обязанность под каждым из этих многоквартирных домов образовать земельный участок. При этом указанная норма закона не содержит требования о согласовании органом МСУ образования такого участка с собственниками помещений в МКД;
- с учетом приведенных выше положений законодательства, а также разъяснений, изложенных в п. 66 и 67 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, с момента госрегистрации права собственности первого лица на любое из помещений в МКД в долевую собственность собственников помещений в данном МКД поступает земельный участок, образованный органом МСУ в соответствии с требованиями ст. 16 Вводного закона в целях эксплуатации конкретного МКД, а не предоставленный застройщику для строительства этого дома и других объектов недвижимого имущества;
- следовательно, у административных истцов не возникло право общей долевой собственности на исходный земельный участок;
- таким образом, образование земельных участков под каждым отдельным объектом недвижимого имущества осуществлено административным ответчиком в соответствии с требованиями ст. 16 Вводного закона;
- образование земельного участка под каждым МКД не препятствует жителям этих домов пользоваться объектами единой инфраструктуры и благоустройства;
- нижестоящие суды необоснованно пришли к выводам о том, что спорный (исходный) земельный участок перешел в общую долевую собственность собственников жилых помещений во всех выстроенных МКД и образование из него восьми земельных участков без согласия административных истцов противоречит закону.
Подготовлено экспертами компании «Гарант»