Да простят меня уважаемые коллеги за консервативность, в некотором смысле, но я не самый активный сторонник решения масштабных проблем. Я считаю, что адвокат – профессия, в целом, местечковая и самого эффективного результата работы адвокат, как правило, добивается на своей территории и при работе по конкретном проекту, в интересах конкретного доверителя.
Лично я, принимаясь за проект, стараюсь планировать свои действия таким образом, чтобы в конце тоннеля был виден свет и каждое мое действие приближало бы моего доверителя к этому свету. Не могу сказать, что всегда идеально удается все спланировать. Как правило, по ходу исполнения приходится что-то исключать, что-то дополнять.
Бывает, что и какого-нибудь, поверившего в себя, клерка приходится ставить на место. Это все, конечно, забирает время, силы, но принцип всегда остается один – свет в конце всегда должен гореть. Если он погас, нужно искать другой путь. Ну, а если этого света в начале проекта вообще не видно, значит, путь изначально избран не верный. В целом я считаю, что нерешаемых проблем не бывает, нужно просто подумать.
Александр Павлович обратился к нам в коллегию со своей проблемой тогда, когда в районном суде уже было назначено к слушанию гражданское дело по его иску о признании отсутствующим зарегистрированного права и исключении из ЕГРН записи регистрации. Иск ему составили в каком-то юридическом ликбезе по принципу – слышим звон, не знаем где он. При этом услуг представительского характера почему-то не предложили, то есть не пожелали сами поддержать в суде собственную бестолковость. А жаль, может быть, приобрели бы практический опыт.
Как мы помним, уважаемые коллеги, закон не предусматривает такого способа защиты нарушенного права, как признание отсутствующим другого права. Эта новелла была введена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в частности, его пунктом 52 установлено, что:
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
То есть, иск о признании права отсутствующим может быть предъявлен только, если исключены возможности признания права собственности или истребования имущества из незаконного владения. К этому следует добавить, что истцом может только владеющий собственник в защиту своего нарушенного права.
На консультации Александр Павлович и сопровождавшая его дочь поделились сомнениями в правовой надежности выбранного способа решения своей правовой проблемы, вызванными тем, что сама судья, к слову, достойный профессионал, а не скорлупка из подсобного судейского аппарата, посоветовала им оставить иск без рассмотрения, дабы не нарываться на ненужные судебные расходы.
Изучив исходные данные, я пришел к выводу о том, что судья права и оснований для удовлетворения такого иска нет никаких. Я, конечно, не исключаю, что попади дело к другому судье, как выражается одна из наших уважаемых коллег, «из поколения ЕГЭ», никто не стал бы вникать в нюансы и мог бы прекратить ненужное право. Но и в этом случае такой путь решения проблемы оказался бы далеко не самым коротким и не самым рациональным по времени и по стоимости. Поскольку Александру Павловичу пришлось бы обращаться в органы местного самоуправления за предоставлением участка в собственность, скорее всего, за плату. А предварительно за свой счет провести все подготовительные работы.
Между тем, исходные данные, вкратце, таковы. Родители Александра Павловича приобрели дом у гражданки Сергеевой Т.К., которая на сегодняшний день уже скончалась. Земельный участок, на котором этот дом был расположен, был ей предоставлен в пожизненное наследуемое владение и, как следствие, предметом договора не являлся.
Родители Александра Павловича в настоящее время так же скончались. И он, в результате наследования и цепочки сделок с другими наследниками, стал единственным собственником жилого дома. Имея обоснованное намерение приобрести права на земельный участок, наш доверитель обратился в орган исполнительной власти и уперся в отказ в связи с тем, что в ЕГРН до настоящего времени содержится запись о регистрации права пожизненного наследуемого владения за Сергеевой Т.К. Вот эту запись, собственно, Александру Павловичу и посоветовали исключить путем признания права отсутствующим.
Попросту говоря, никто не стал изучать вопрос о возможности признания за ним самим права собственности по имеющимся в законе основаниям, а также проигнорировали, что он, хоть и владеющий земельным участком субъект, но не собственник.
Подробности истории и правовые основания интересующиеся коллеги могут почерпнуть из искового заявления и решения суда. Тем более, что в распоряжении нашей коллегии имеется согласие Александра Павловича на публикацию с сохранением персональных данных.
Мы помогли нашему доверителю оставить бестолковый иск без рассмотрения, подготовили новый, о признании права собственности на спорный земельный участок за ним по основаниям, имеющимся в законе, который судом был благополучно и успешно рассмотрен в пользу доверителя. Так что, теперь осталось только провести кадастровые работы, связанные с уточнением границ и площади, и право зарегистрировать. И будет наш Александр Павлович счастливым обладателем искомого земельного участка без лишних потерь времени и денег.
P.S.: Со временем, правда вышла неувязочка. В силу невнимательность работы судебного аппарата, в резолютивной части решения пропустили номер самого участка в кадастровом номере. Пришлось Александру Павловичу подождать, пока мы техническую ошибку исправим в суде. Но, это уже мелочи!