
А теперь, сами себе, честно ответьте – на много ли расширилась Ваша клиентская база, в результате такого консультирования?
© А.Николаев «Альтернативный взгляд на юридический сайт»)
1. А это смотря как считать. Если правильно считать – то намного.
2. И смотря как консультировать.
1. Учитывать в своей клиентской базе только тех, кто задал вопрос на сайте, а потом воспользовался платными услугами – крайне узко и ограничено. Вы, уважаемый Андрей Юрьевич, упускаете из виду огромнейший круг людей.
Раньше я тоже считал, что эффективность бесплатных консультаций (а там, действительно, изначально всё ориентировано на халяву) ничтожна мала: два-три клиента в год (при тысячи бесплатных ответов).
Но это если считать только тех, кто реально задал вопрос на сайте бесплатных консультаций.
Но потом выяснилось, что такой «подсчёт» слишком ограниченный. Дело в том, что помимо огромной массы людей, задающих вопросы на сайте бесплатных консультаций, есть не менее (убеждён – более) огромная масса людей, которая вопросы не задаёт, но ответы – читает. И делает выводы об адвокате. И находит того, кого искал.
Я как-то спросил у клиента, почему он обратился именно ко мне, на что он ответил: «я погуглил свою проблему в интернете, прочитал много информации, но ваши ответы показались мне….(далее шли комплименты)». Я стал чаще задавать этот вопрос и убедился – большинство моих клиентов, не задавая вопросов, не ища бесплатных ответов, искали в интернете пути решения своих проблем и, обнаружив достойные рассуждения по «своей» теме, находили и «своего» адвоката, и обращались очно.
Проработав адвокатом почти 10 лет в Оренбурге и области, я в 2007 году переехал в Ростов-на-Дону, где у меня не было ни родственников, ни знакомых, ни, тем более, клиентов. Порекомендовать меня было некому.
Я снова стал «начинающим»!
Но с голода не умер, и могу заверить, что первые год-два 100% моих клиентов были «из интернета». И проработав в Ростове 4 года, могу сказать, что и сегодня по рекомендациям «старых» клиентов ко мне приходят не более четверти (это ещё смело сказано), остальные – всё из того же интернета. И пусть они ни разу не задавали вопросов на сайтах бесплатных консультаций – они читали мои ответы, они изначально были ориентированы на поиск адвоката, к которому обратятся за платными услугами.И вот здесь мы переходит ко второй части: как отвечать?
2. Если так, как привёл пример уважаемый Цыганков Владимир Михайлович (а именно так и отвечает подавляющее большинство юристов на сайтах бесплатных консультаций) – то клиентов действительно не будет, но такие ответы ещё можно понять. Бывает хуже. И здесь я солидарен с А.Николаевым, так как не могу понять тех, кто в погоне за рейтингами, баллами, возможностью наблюдать своё фото на главной странице, шлёпает малосвязанный набор слов, который ответом назвать никак нельзя. (Подчеркну: здесь я имею в виду именно сайты бесплатных консультаций, а не «Праворуб»).А вот если, просыпаясь за утренней чашкой кофе, потратить 15-30 минут и дать один (один!) толковый ответ, то через год таких ваших толковых ответов будет в сети 300, и, будьте уверены – люди к вам потянутся.
А если к толковому ответу дописать, к примеру, перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, и как много надо сделать по делу, прежде чем в суд обратиться, то 9 из 10 возрадуются такой халяве, а десятый – плюнет на все эти сложности и наберёт ваш номер.
Но не следует думать, что получив диплом, корочку адвоката, вы уже готовы писать именно толковые ответы.
Специализация!
Только досконально разобравшись в одной-двух-трёх отраслях, став профи – пусть, на первых порах, теоретически – можно рассчитывать, что ваши ответы будут именно такими, по которым люди захотят обратиться именно к вам.
Как сделать так, чтобы клиенты шли к вам из интернета?
1. Сделать свой сайт. Для начала достаточно сайта-визитки.Но помните, что это только 1 % успеха.
2. Потратьте много-много времени (у меня в 2007-2008 его было достаточно) или деньги (если времени нет) на то, чтобы сайт индексировался поисковыми системами – этим вы добавите ещё 9%.
Помните, что если по запросу «адвокат в Самаре» Гугл и Яндекс не показывают ваш сайт на первой странице – считайте, что у вас нет сайта.
3. 99% адвокатских сайтов на 99% наполнены информацией об отраслях права. Это конечно нужно (и у меня тоже это присутствует), но помните, что это никто не читает.
А вот наличие фото, биографии (желательно подробной – я, например, пишу даже о жене и дочери) – добавит доверия и ещё 10%. Знаю, что отношение к этому вопросу неоднозначное, но я высказываю личное мнение. Подробный прайс – это даже не обсуждается.
4. Теперь о главном. Наполнение сайта. Вот вариант:
— прикрутите к сайту блог;
— пишите о наиболее распространённых проблемах;
— пишите об актуальных проблемах;
— заголовки придумывайте так, как человек предположительно ищет информацию в сети.
И так как вы уже стали профи в паре-тройке областей, то пора задуматься, может быть сделать специализированный сайт, посвящённый только одной отрасли?
5. Вот теперь, отвечая на сайтах бесплатных консультаций, вы не только даёте толковые ответы, но и ссылаетесь на свои публикации по этой теме.
Ну как не обратиться к этому адвокату? Пункты 4-5 дадут вам оставшиеся 80%.
А потом (возможно!) придёт время, когда приток клиентов – отсутствие времени – и природная лень позволит вам всё реже заглядывать на ваши сайты – блоги, но то, что уже создано, послужит в неуничтожаемом интернете ещё много и много лет.
Знаю, что статеек «Как заработать миллион?», написанных нищими – пруд пруди. Но статейка «Как найти клиента в интернете?», основана исключительно на личным успешном опыте.
Вывод:
1. Любая работа, сделанная качественно, ответственно и с умом, в том числе и работа на сайтах бесплатных консультаций – обязательно будет оплачена. Клиентская база, вопреки мнению уважаемого Андрея Юрьевича – обязательно будет расширена, и – значительно. Но – завтра, и это надо понимать.В заключение одна оговорка. Я писал об адвокатах, которых большинство. В том числе о начинающих.
Пожалуй, если говорить о «маститых», пользующихся известностью адвокатах, то выводы Андрея Николаевича следует признать совершенно справедливыми. Ну так они и об интернете могут не знать…