
Всем нам, как потенциальным участникам уголовного процесса со стороны защиты, государство щедро даровало право не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников. Попросту говоря, это право молчать во время допроса, не направляя ход расследования в ту или иную сторону. В одной из своих постов я назвал право, предусмотренное статьей 51 Конституции РФ, Золотым правилом.
О тех пользах, которые защитник со своим подопечным могут извлечь, следуя данному правилу, в настоящей статье повторяться не буду. Скажу только, что это правило есть основа основ тактики ведения защиты на самым ранних стадиях предварительного следствия. Иначе говоря, «Закрой сейчас свой рот, иначе тебе уже никто и ничто не поможет, сколько бы ты его потом не открывал». Бывают, конечно, исключения. Но об этом не сейчас.
К сожалению, практика показывает, что большинство подозреваемых лиц уже во всем признались на самом первом допросе. Все мы знаем, как это случается. Либо, подозреваемый, пытается по-человечески под протокол объяснить следователю, что он здесь лицо случайное, надеясь на то, что последний всё поймет, признав ошибочность его здесь присутствия.
Действительно, очень часто приходиться браться за дела, по которым твой подзащитный находится в «признанке», или нагородил с три короба под протокол то, что потом не сможет согласоваться ни с одним худо-бедным объективным доказательством, не говоря уже о показаниях множества других свидетелей.
Чтобы выстраивать свою версию защиты на самом первом допросе, по меньшей мере, нужно иметь собачье чутье об обстоятельствах дела, о том какими доказательствами уже располагает следствие или будет располагать в дальнейшем.
Кстати сказать, если у следствия на данный момент еще не было какого-либо ясного представления о направлении хода расследования, то своими показаниями вы обязательно укажете ему путь. Этот путь может привести вас в тюрьму!
Что же делать адвокату, когда подзащитный уже дал показания до встречи с ним? Не секрет, что крайне редко удается вступить в дело, как говорится, по горячим следам. И что делать, когда показания, данные клиентом, подобны смертному приговору?
Правильно! Нужно эти показания уничтожать. Нужно «переобуваться». Но как?
Об этом в статье «Изменение признательных показаний»