
Хотя чаще страхи мести преувеличены, но бывает, что такие опасения ввиду личности осужденных далеко не безосновательны. Давно муссируется проблема защиты потерпевших от возможной мести. Предлагали даже вооружать потерпевших против освободившихся супостатов.
Пожалуй, наименьшие основания опасаться мести или нового покушения имеют жертвы сексуальных маньяков, страдающих педофилией. Мне не удалось найти ни одного упоминания о повторном покушении осужденного педофила на того же потерпевшего после отбытия наказания или какой-то мести. Во-первых, сроки немалые — эмоции «перегорают», во-вторых, дети становятся взрослыми, в-третьих, «тихие» они – педофилы.
Вооружать — не вооружать еще подумаем, а давно следовало бы информировать потерпевших и свидетелей обвинения об освобождении потенциально опасных преступников по заявлению заинтересованных лиц: «Предупрежден, значит вооружен!»
И вот правительство России внесло в Госдуму законопроект, «о внесении изменений в УПК РФ и в УИК РФ», с тем, чтобы начать информировать опасающихся граждан о судьбе осужденных.
Чудно! Из всех потерпевших и свидетелей обвинения информировать об освобождении осужденного или о его выезде из колонии предполагается только и исключительно несовершеннолетних жертв преступлений против половой неприкосновенности (?!). Причем из текста законопроекта не очевидно, что следует информировать и подросших потерпевших, то есть уже перешагнувших восемнадцатилетний рубеж. Почему так узко взяли? Потому что есть такая рекомендация Совета Европы. За жертв педофилов попросили с Запада, а за остальных не попросили! А своей головы нет?
Неужели обиженный бандит из окон московского Белого дома кажется менее опасным, чем тихий педофил?
Полагаю, названное (как никогда ранее — разумное) предложение Совета Европы следует распространить на всех осужденных за насильственные преступления, а возможно — и вообще на всех осужденных. Потерпевший должен быть заблаговременно извещен об освобождении осужденного, чтобы не волноваться попусту: «освободили – не освободили»? На первые дни своевременная информация позволит быть настороже.
Но кроме безопасности граждан за такое информирование есть и другие аргументы: из области борьбы с коррупцией. Граждане имею право знать, как был исполнен приговор к лишению свободы. Тогда и незаконных УДО и удивительных признаний здоровяков смертельно больными станет существенно меньше.
Первый вариант статьи: журнал «Уголовный процесс» № 3, 2012 год