Ценность совета адвоката. Как ее понимает клиент.
Позвонил клиент. Попросил проконсультировать. Он поставил автомобиль на парковку. Когда вернулся, то увидел, что рядом, очень близко к его машине, стоит автомобиль. Он все таки смог сесть в автомобиль.
В это время подошел водитель рядом стоящей машины, и с ходу обвинил клиента в повреждение его автомобиля.
Он увидел царапины на лакокрасочном покрытие. Вызвал полицию. Участковый опросил инициатора, теперь зовет его. Что ему делать?
Задаю вопрос: Вы виноваты? Вы царапали машину?
Клиент: Нет, я не виноват.
Я: Так и говорите. Я не царапал, не мог дверью повредить соседний автомобиль. Может эти царапины были на автомобиле и ранее.
На этом разговор закончили.
Через некоторое время звонит радостный клиент: «Участковый уверил, что мне ничего не будет. Все покроется страховкой».
Я: Подождите. Вы сказали участковому что не считаете себя виноватым? Вы говорили что этого не делали?
Клиент: Да. Я сказал, что не повреждал автомобиль. Возможно ветром мою дверь открыло и могло ударить по соседней машине.
Я: ??????? Вы понимаете, что есть разница в словах «не виноват» и «возможно моей дверью ударило»?
Клиент: молчит.
Я: Если участковый говорит, что ремонт оплатит страховая компания, то он должен был составить протокол на вас. Он протокол составлял? Вы протокол подписывали?
Клиент: Да, я что-то подписал.
Я: Что именно вы подписали?
Клиент: Я не знаю. У меня очков не было, я не мог прочитать.
Это лишь один случай когда человеку нужна была помощь адвоката, он получает профессиональный совет, но не слышит его или привносит в рекомендации «пару моментов» от себя.
Возникает ощущение, что адвокат и клиент это две параллельные прямые, которые если и пересекаются, то за линией горизонта, где уже наступает ответственность для клиента.
Уже сколько раз было оговорено и написано:
- сначала посоветуйся, а затем делай.
Но клиенты упорно продолжают наступать на те же «грабли»: из рекомендаций адвоката возьмут то, что посчитают нужным, а остальное кажется им не важным.
- Перед тем как подписываешь — прочти какой документ ты подписываешь, соответствует ли записанное произнесенному тобою.
«А зачем читать, ведь полицейский такой участливый и любезный. Он заверил, что мне ничего не будет».
- Откажись давать показания, промолчи, воспользуйся ст.51 Конституции.
«А что я такого сказал!»
Чем оборачивается такая самоуверенность?
Сказано – серебро, не сказано – золото. Обвинительный приговор по ч.2 ст. 115 УК РФ.
Дело о причинение легкого телесного повреждения было рассмотрено мировым судьей Евпаторийского городского округа.
Одним теплым летним вечером Николай сделал замечание соседским детям, которые сильно расшалились перед окнами его дома. Дети сразу же убежали. Прошло несколько дней. За это время родители детей молчали и ни как не реагировали на возникшую ситуацию.
Николай с семьей решил расслабиться, пожарить шашлыки, выпить вина. Он вынес на улицу мангал, разжег его, разложил шампура с мясом. Угли он мешал металлической кочергой, г-образной формы, с заостренным концом. В это время приехал сосед и тут же бросился к Николаю, «поливая» его нецензурной бранью. Сосед был агрессивен, толкал Николая в грудь, угрожал ему. Основная его претензия сводилась к одному: «Как ты мог делать замечания моим детям».
По словам Николая, он не ожидал от соседа такого поведения и вообще был настроен на праздник, а не на драку, поэтому никаких активных противодействий не совершал: пятился назад под ударами соседа, отступал, защищался рукой, в которой у него была кочерга.
Конфликт продолжался около 3-4 минут. Сосед отошел от Николая. И здесь Николай услышал как жена соседа произнесла: «Посмотри, да ведь он тебя ранил». На левом предплечье соседа была колото-резанная рана. Как это получилось Николай объяснить не мог. Он никаких целенаправленных ударов, в том числе и кочергой, соседу не наносил.
Соседи вызвали полицию и скорую помощь.
И наступил момент, который стал поворотным и необратимым для Николая в этом деле. Первоначальные показания он давал участковому, который участливо расспрашивал его, с пониманием относился к его словам, сочувствовал. Николай отрицал нанесение каких-либо ударов соседу. На вопрос о том как же у соседа возникла рана честно отвечал что не знает и сам не понимает. Перед тем как допросить Николая участковый произвел осмотр места происшествия и конечно же обратил внимание на мангал и кочергу.
И также участливо спросил у Николая где находилась кочерга во время конфликта с соседом. Николай также честно признался, что она была у него в правой руке, но он никаких ударов не наносил. На что участковый заметил: «Но все таки рана у соседа есть, она на лицо. А вы можете допустить что отмахиваясь от соседа, вы правой рукой с кочергой случайно зацепили его?». Николай подумал и произнес: «Да, возможно так и было».
Только в протоколе допроса никакие вопросы участкового записаны не были. Был связный рассказ Николая о событиях того дня с последней фразой: «у меня в руке была кочерга, которой я мешал угли. Когда я защищался от соседа, я отмахивался рукой и кочергой возможно зацепил его».
Итог: обвинительный приговор и наказание в виде двух месяцев исправительных работ.
Спрашивается надо ли это мужчине в возрасте 60 лет, ранее не судимому?
Р.S. Прочитал дискуссию, развернувшуюся между потенциальным клиентом и коллегами, о том когда адвокату следует брать оплату за свои услуги. Комментатор был сильно возмущен, что не выиграв дела, не достигнув результата, который просит клиент, адвокат заранее требует оплаты. Интересно: если такой клиент получил от адвоката рекомендации что говорить, а о чем следует промолчать, как себя вести в заседание и чего не стоит делать поступил в дальнейшем по своему, исходя из собственного представления о честности, порядочности и справедливости. Имеет ли право адвокат на вознаграждение своего труда? Виноват ли адвокат что результат не был достигнут?