Многим из нас интересно, каким образом потенциальные доверители ищут и выбирают себе адвоката, защитника/представителя в суде (далее юриста)? Если доверитель ищет себе юриста в своем городе, то преимущественно он пользуется рекомендациями своих знакомых, то есть так называемым «сарафанным радио».
Удельный вес данного способа поиска юриста с каждым годом все уменьшается, при этом увеличивается количество ищущих юриста посредством Интернет. Однако «сарафанное радио» было, есть и будет всегда. Всегда, когда доверитель имеет надобность в решении шаблонного, зачастую простого и стандартного дела он будет искать юриста исходя из двух критериев: цена услуги и/или рекомендации знакомых.
Если же у потенциального доверителя нестандартное на его взгляд дело, либо это дело необходимо разрешать в другом городе, он непременно осуществляет поиск юриста на электронных Интернет-ресурсах, к каковым относится и «Праворуб».
За время моего сотрудничества с «Праворубом», у меня было достаточно обращений доверителей через эту площадку, чтобы я для себя сделал определенные выводы о том, по каким критериям происходит выбор юриста в этих двух случаях.
Итак, если у клиента непростое, нестандартное, по его мнению, дело, он прежде всего задает в поисковом запросе категорию своего дела, его краткое описание, например «покушение на сбыт наркотических веществ», или «незаконная банковская деятельность», «взыскание ущерба причиненного пожаром», на что поисковая машина выдает доверителю массу всевозможной информации, в том числе статьи участников нашей площадки с описанием положительных примеров из практики. Так доверитель попадает на «Праворуб».
Если доверитель находит в этой массе статей положительно разрешенное юристом аналогичное своему дело, то он считает вопрос выбора юриста решенным. Такими примерами у меня были, например статьи с описанием дел, связанных с ущербом нанесенным пожаром. После первого дела, появилось второе, которое я назвал уже «Адвокат по пожарам», ну а дальше – больше.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что положительная судебная практика по конкретным нешаблонным делам, грамотно описанная и размещенная в Интернете притягивает к себе потенциальных доверителей, ищущих не просто юриста, а юриста, положительно разрешившего аналогичное дело. При этом, рейтинг участника на «Праворубе» то есть совокупный показатель положительной активности каждого юриста портала, воспринимаемый доверителем как «показатель успешности юриста», как правило, не играет никакой роли при выборе доверителем юриста.
Совершенно по-другому происходит, если доверитель не нашел ни в Интернете ни на нашей площадке описания похожего и нужного ему дела. В этом случае, он начинает изучать региональный рейтинг участников, то есть искать просто опытного юриста без конкретного специфического опыта, и первый кому он позвонит, скорее всего, будет № 1 в региональном списке участников нашего портала. Однако это не значит, что договор будет заключен именно с лидером рейтинга.
Исходя из анализа данных Яндекс-Вебмастера, который показывает, какие кнопки и ссылки на страничке участника нажимает посетитель, следует, что доверители уделяют внимание не только содержанию и заполненности первой странички, но и «стоимости услуг» юриста. Потенциальным доверителям интересна определенность и прозрачность ценовой политики юриста и если у лидеров рейтинга эта страничка будет не заполнена или заполнена формально, доверитель может выбрать иного участника регионального рейтинга из первых двух страниц.
К сожалению больше чем две страницы регионального рейтинга участников редко кто из ищущих изучает и тем более читает и изучает судебную практику юриста, не относящуюся к его конкретному делу. Процессуальные документы для посетителей, не имеющих профессиональную категорию вообще закрыты и они не могут оценить качество этих документов, которые конечно являются показателем квалификации.
Но если честно говорить, то редко кто из доверителей в состоянии оценить качество процессуальных документов. Хотя, до того момента, когда доступ к процессуальным документам был закрыт, некоторые из пришедших через сайт клиенты, говорили, что им понравились мои письменные документы, их логика и стиль изложения и в большей степени из-за этого они выбрали меня.
Сейчас процессуальные документы открыты только тем участникам, которые стремятся к самообразованию, поэтому этот пробел необходимо восполнять качественным описанием самого дела, которое должно быть не только интересным для читателя, но и полезным для потенциального доверителя, то есть его описание должно быть таковым, чтобы клиент понял, что это дело аналогичное или похожее, тому в котором он сейчас варится.
В середине прошлого года мне позвонил проректор государственного высшего учебного заведения из Хабаровска и предложил защищать интересы ВУЗа в Арбитражном суде Тюменской области по иску к крупному местному предприятию. Был согласован гонорар, размер которого исключал проведение длительных тендерных процедур, поскольку подавать в суд надо было еще вчера. Для меня статус клиента и его территориальная расположенность были приятной неожиданностью и до самого окончания дела меня постоянно интересовал вопрос: почему был выбран я и как они меня нашли?
Дело было не самым простым, однако участвующие в деле юристы оценив позиции друг друга пришли, в конце концов к правильному решению о заключении мирового соглашения, которое было четко исполнено. После окончания работы, я все-таки спросил о критериях выбора адвоката руководством государственного университета. И они оказались таковыми:
- Прежде всего, искали адвоката в Тюмени с достаточной арбитражной практикой.
- Исследовав различные корпоративные сайты различных юридических фирм и адвокатов нашли в них только перечисление категорий арбитражных дел, которые могут вестись коллегами, и максимум — это краткое описание небольшого количества дел. У понимающих людей это вызывает ощущение декларативности.
- Нашли и сайт «Праворуб», список юристов в Тюменской области и начали изучать творчество участников данной части портала. Почитали описание дел, заглянули и в отзывы. Этого оказалось достаточно, чтобы выбрать юриста.
- Кроме того, именно для этого доверителя оказалось значимым, что я являюсь членом общественной организации выпускников Тюменского государственного университета, поэтому заполнение странички думаю должно быть подробным.
Однако так тщательно, зачастую, подходят к выбору юриста только серьезные компании или штатные юристы этих компаний, которым поручено найти представителя в другом регионе, или наши коллеги, которые хотят помощи в виде совместного ведения определенного дела. Здесь значение имеет и нахождение на первых двух страницах регионального рейтинга и подтвержденная определенным количеством публикаций специализация и квалификация.
Таким образом, вывод из всего вышенаписанного таков:
Если Ваша юридическая практика построена на вале однотипных стандартных и шаблонных дел имеющих невысокую стоимость, можно вообще ничего не публиковать, поскольку слухи о том, как быстро Вы регистрируете и «ликвидируете» фирмы или взыскиваете неустойки с застройщиков быстро распространится посредством «сарафанного» радио. Публикации на сайте могут быть однотипными, краткими, как рекламные объявления, лозунги, главное это количество таких дел. И по истечении определенного времени, Вы сможете сказать себе, что Вы являетесь узким специалистом в конкретной категории дел, которые полностью поглотили Вас. Это тактика для молодых юристов и небольших юридических фирм.
Если Вы хотите разносторонней юридической практики, адекватных доверителей, то путь к этому в настоящее время лежит через большое количество хороших и качественных публикаций с описанием конкретных судебных дел, тактики работы по ним, достигнутых больших и малых успехов, адвокатских приемов и технологий. При наличии такого багажа публикаций, расположение участника в рейтинге людей начинает иметь все меньшее и меньшее значение и примеров этому среди участников нашей площадки множество.
Думаю, что более подробно данную тему раскроет И.Н. Морохин на предстоящей конференции. Надеюсь мое видение темы будет дополнением его интересного выступления.