Увлечение обучающими тренингами «докатилось» до адвокатуры, являющейся самым возрастным и консервативным сегментом свободной юридической профессии, каковым адвокатское сообщество собственно и должно быть. Сразу оговорюсь, что в данном случае речь идет исключительно о профессиональных тренингах, направленных на формирование новых знаний, умений и навыков (ЗУН) в правовой сфере, а не о сомнительных экспериментах над сознанием, например, сессиях личностного роста, бизнес проектах течения new age или обручении технике нейролингвистического программирования.
Первопроходцами массового внедрения интерактивных технологий обучения взрослых в адвокатскую среду выступили ФПА, что закономерно, и Совет Европы, что до некоторой степени неожиданно. При этом коллеги из Страсбурга познакомили широкую юридическую общественность с разработанной ими технологией HELP, основной задачей которой является популяризация знаний о Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейской конвенции).
Не претендуя на объективность, полагаю возможным высказаться по этому поводу, поскольку за несколько истекших месяцев имел возможность составить представление о тренингах HELP как с точки зрения обучаемого, так и проводящего их лица, оценивая происходящее, скорее не с позиции юридического, но педагогического образования.
Мотивы
Нынешнее изменчивое или, как принято говорить, информационное общество ставит перед каждым членом, рассчитывающим быть, если не успешным, то, по крайней мере, адаптированным к среде, задачу постоянного совершенствования. В большинстве своем мы давно отошли от классического взгляда на образование, в рамках которого доказательством квалификации является документ установленного государством образца, а не присущий каждому конкретному индивиду набор ЗУН. По этой причине мудрые люди учатся всю жизнь и лишь отдельные интеллектуальные «гиганты» из их числа обходятся исключительно самообразованием или академическим обменом мнений в кругу коллег. Большинство предпочитают в какой-то момент прибегать к какой-либо регулярной форме усвоения новой информации.
К такому способу реализации потребности в профессиональном росте подталкивает нас и законодательство об адвокатуре, обязывающего адвоката проходить постоянное обучение. Программа HELP полностью укладывается в заданный формат, так как участникам проводимых совместно с ФПА курсов, наряду с международным сертификатом выдается свидетельство палаты о прохождении переподготовки с указанием количества академических часов.
Содержание
Одной из причин популярности тренингов HELP является то, что их темы всегда затрагивают глубинные, ценностные основы профессионального мировоззрения (юридической этики), будь то защита прав слабой стороны правоотношений, например, несовершеннолетних и инвалидов, или же запрещение пыток и иного жестокого обращения, соотношение современных способов фиксации и использования информации с нравственными началами правосудного ограждения общества.
С другой стороны, их содержание сугубо утилитарно, ориентировано на практику, насыщенно полезной и востребованной информацией, поучительными казусами или, как принято сейчас говорить, кейсами.
Формы и методы
Удачное сочетание различных форм и методов обучения на тренингах программы HELP является, на мой взгляд, залогом ее востребованности в адвокатской среде.
В первую очередь следует отметить их удобство и вариативность.
В проводимых совместно с ФПА курсах можно участвовать очно-дистанционно или только дистанционно, самостоятельно планируя время на ознакомление с учебными материалами (размещенными на платформе публикациями и лекциями экспертов).
Выполнение учебной программы предполагается как индивидуально, так и в группах, что предоставляет уникальную возможность общения с коллегами из многих регионов страны, налаживания диалога между адвокатами палат разных субъектов. Группы ротируются, что позволяет познакомиться максимальному числу слушателей, а кому-то впервые понять, что такое работа в команде, увидеть в этом не только минусы, но и очевидные плюсы.
Многообразны также формы текущего и итогового контроля: от тестирования – до подготовки и участия в игровых процессах, от индивидуальных эссе – до письменных групповых работ.
Именно игровая, состязательная составляющая, наложенная на интересное и во многом уникальное содержание курсов, создает даже у воспринимающих действительность со значительной долей скепсиса и цинизма людейг, эффект полной вовлеченности в процесс. Именно она приводит участников к восприятию Европейской конвенции как динамичной материи, пронизывающей право и правоприменение, как одного из наиболее эффективных способов защиты и восстановления нарушенных прав даже в рамках нынешних российских политико-правовых реалий. Это, в свою очередь, служит формированию новых, востребованных в профессиональной деятельности ЗУН.
Для большинства из нас, повзрослевших в рамках советской системы образования, все эти дебаты и иные нетрадиционные формы обучения были и остаются внове, что провоцирует весьма комичные реакции. Например, поиск учебных дел в базах данных судов общей юрисдикции, искреннее разочарование от того, что в ходе очной встречи так и не удалось увидеться с «клиентом», которого команда до этого месяц консультировала онлайн. И здесь отдельно надо отметить роль тренеров, функции которых лишены какой-либо менторской составляющей, а сводятся к модерированию ситуации, созданию для каждого из участников и группы в целом комфортных условий для успешного освоения учебного материала, творческой деятельности и общения.
Результаты
Как говаривал один исторический персонаж: практика – лучший критерий истины. В этой связи об эффективности программы можно судить по результатам первого всероссийского адвокатского семинара HELP (FLR 2017), касавшегося применения судами Российской Федерации положений Гаагских конвенций 1980 г. и 1996 г. о борьбе с международным похищением детей и признании решений иностранных судов по спорам о несовершеннолетних.
Относительно общественного значения мероприятия. Всего за 3 месяца удалось подготовить более 200 специалистов в указанной области, обеспечив, тем самым, выполнение Российской Федерацией позитивных обязательств, вытекающих из положений ст. 8 Европейской конвенции, ст. 7 Гаагской конвенции 1980 г. о праве детей и родителей на получения квалифицированной юридической помощи по проблематике трансграничного похищения несовершеннолетних. До этого на сайте Минобрнауки РФ как органа, ответственного за исполнение данных предписаний, числилось порядка 70 таких адвокатов, практикующих не во всех федеральных округах.
О ценности курса для слушателей можно, в свою очередь, судить по многочисленным записям участников курса в социальных сетях. Они единодушно отмечали, что получили не только уникальных набор ЗУН, который, безусловно, пригодится им в практической деятельности, но и бесценный опыт общения, работы в группах единомышленников, заряд положительной энергии и мотивацию для дальнейшего профессионального роста.