Ранее неоднократно высказывался по существу проблемы, за истекший период мои взгляды на нее не претерпели сколько-нибудь серьезных изменений. Другой вопрос, что за год, прошедший «под знаком» очных и заочных обсуждений с коллегами, возникли вопросы к формам и методам реализации реформы.
Сейчас много говорят о столетии русских революций 1917 г. Грядущий юбилей находит неожиданный отклик в общественном сознании, которое, казалось бы, еще недавно окончательно и бесповоротно отказалось от концепции великих потрясений в пользу реформистского пути развития. Что тут сказать, исторический процесс цикличен, а взгляд в будущее немыслим без опоры на опыт прошлого.
Краеугольным камнем любой реформы, тем более, реформы, проводимой сверху и претендующей на обеспечение опережающего развития, является вопрос ее легитимации. Кто знает, поторопись немногочисленные здравые силы с созывом и проведением Учредительного собрания, быть может ХХ век не выдался бы для России настолько кровавым, в настоящее время мы имели бы не только другую элиту, но и иную политическую карту мира.
Прекрасно понимавшие это, большевики со своими Советами, с объединением представительных и исполнительных функций власти лишь незначительно трансформировали принцип «народности», хорошо знакомый Российской Империи земский уклад, служивший собственно целям обсуждения, одобрения и корректировки реформ, проводившихся по воле господствующего класса.
Если мы заинтересованы в построении системы правоотношений на основе максимально широкого консенсуса профессиональных участников рынка правовой помощи, реализация идеи предварительного гласного обсуждения концепции и, возможно, деталей предполагаемых нововведений на «земле» (по крайней мере, на уровне субъектов федерации), выступает объективной необходимостью. Формой такого обсуждения могло бы стать проведение открытых конференций юристов со «статусом» и «без». Ведь вопрос в данном случае в субъективном составе «договаривающихся» сторон. Если адвокатура, не говоря уже о государстве как инициаторе реформы, является вертикально интегрированным социальным институтом с устоявшимися органами управления и процедурами принятия решений, то на третьей вершине, очень хочется верить, «равностороннего треугольника» находится весьма многочисленный и разнородный юридически бизнес.
Закономерно, что самым частым вопросом, который мне задают по теме обсуждения коллеги, является: «С Минюстом РФ и ФПА все понятно. Но кто, безусловно, достойных участников рабочей группы, выступающих от имени коммерческих правовых структур, на это уполномочивал?» Развивая тему исторической аналогии, можно вспомнить известный «анекдот» про дискуссию о путях развития рабочего движения, тезисе об отсутствии в России политической силы, способной выступать от имени пролетариата, и остроумный ленинский ответ: «Есть такая партия!» Вспомнить, конечно, можно, но не стоит забывать, что эта реплика стала одним из шажков на пути сползания Родины в пучину террора и Гражданской войны.
Открытое и проводимое по понятным правилам общественное обсуждение нельзя заменить журнальной и Интернет-полемикой. Ведь в их рамках не редко лучше всего слышно того, кто громче всех кричит. Именно проведение конференций может выступить весомым показателем легитимности реформы, ведь теоретически каждый будет иметь возможность высказаться и каждое предложение получит шанс на голосование. В их рамках можно будет наметить пути преодоления тех противоречий, которые в настоящее время кажутся неразрешимыми, попытаться устранить дефицит взаимного доверия и, быть может, задуматься над формированием консолидированного мнения представителей сообщества по вопросу о регулировании юридического рынка и его совместной защите перед государством.
— Утопия, – скажет читатель.
— Согласен, – ответит автор, – тогда вот вам реальность: Если в ближайшее время мы не отрегулируем юридический рынок, то государство – «отрегулирует» нас. И будет сделано это не на демократических началах, присущих адвокатуре, а по принципу «вахтера», который, как известно, «может кого-то куда-то не пустить».