По данным Департамента городского имущества города Москвы на начало 2019 года на жилищном учете состоит 62 365 семей.
За 2018 год по мере прохождения перерегистрации учетных дел были улучшены жилищные условия 3 606 семей, в том числе:
— 1 651 семье предоставлена субсидия на приобретение или строительство жилья на общую сумму 4,142 млрд руб.;
— 123 многодетным семьям предоставлена компенсационная выплата в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.05.2016 № 271-ПП на общую сумму 799 млн руб;
— 938 семьям предоставлены жилые помещения по договорам купли-продажи, в том числе с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования;
— 894 семьям предоставлены жилые помещения по различным договорам на безвозмездной основе, включая 39 семей (157 человек) инвалидов-колясочников, обеспеченных специально оборудованными жилыми помещениями.
Кроме того, 1 884 семьи отказались от предложенных им вариантов улучшения жилищных условий, в том числе от 3-х и более вариантов жилых помещений. (!)
На реализацию программ по улучшению жилищных условий в Москве планируется направить 9 млрд рублей.
Для справки: бюджет города Тулы на 2019 год составляет 15,8 млрд рублей.
Реновация и очередники
Проводимая в Москве реновация должна затронуть более одного миллиона москвичей, или более 350 тысяч семей. Все они должны сменить место жительства в течение 15 лет.
Для кого-то из москвичей реновация окажется благом. Кого-то она переедет катком, силой заставив сменить уютные квартирки в еще добротных пятиэтажках на квартиру в уплотненно застроенном микрорайоне Москвы. К слову, в Москве есть сторонники реновации, так и ее противники.
Но особой категорией жителей, которых затронет программа, являются очередники, часто ожидавшие жилья 20 лет и более.
Социальные задачи или имущественный комплекс?
Обеспечением граждан — очередников социальным жильем в Москве ведает Департамент городского имущества города Москвы. Вот какие основные функции осуществляет главный орган Правительства Москвы, ведающий вопросами социального жилья:
Департамент является функциональным органом исполнительной власти города, осуществляющим функции:— по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена;— приватизации имущества города Москвы; — выполнения полномочий собственника в отношении имущества и земель города Москвы, использования, охраны и их учета на территории города Москвы;— по изъятию земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества на присоединенной территории; — по разработке и реализации государственной политики в имущественной и земельной сферах, предоставлению государственных услуг в части реализации прав физических и юридических лиц.
Из документов об образовании этого органа, а создан он в 2014 году путем реорганизации, следует, что Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, в функции которого входило решение следующих задач:
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ДЖПиЖФ г. Москвы) является подведомственным Правительству Москвы отраслевым органом исполнительной власти города Москвы. Входит в Комплекс социальной сферы.
ДЖПиЖФ г. Москвы образован в целях проведения в столице единой жилищной политики. Департамент осуществляет правомочия собственника по распоряжению жилыми помещениями, принадлежащими городу Москве, которые предназначаются для решения социальных задач и реализации городских жилищных программ.
Заметили разницу? В функции созданного Департамента городского имущества решение социальных задач не входит. И это незамедлительно отразилось на жилищной и социальной обстановке в Москве.
По словам главы департамента Ефимова сомнительно то, что нормальная семья, где есть двое работающих людей, которые не являются иждивенцами, в городе, где нет безработицы, просят помощи. Это, по его мнению, просто мошенники, которые скрывают свои доходы. Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2183345.html
Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» — закон, опережающий время
Основным документом, регламентирующим порядок учета и обеспечения жителей Москвы социальным жильем является Закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (вместе с «Перечнем стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в многоквартирных домах в городе Москве», «Перечнем правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья») (далее Закон № 29).
Следует сказать, что упомянутый Закон № 29 — это именно тот Закон, который в «опережающем режиме» в противоречии с федеральным законодательством установил ценз проживания на территории Москвы для получения социального жилья в 10 лет. (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2007 N 5-Г07-56 <Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года>). (О практике применения этого Закона судами можно посмотреть здесь).
За время применения Закона № 29 судами г. Москвы выработаны основные позиции по наиболее спорны вопросам.
Почему снимают с жилищного учета в Москве — 3 самых «популярных» незаконных основания
Какие же основания для снятия граждан с учета в г. Москве чаще всего использует Департамент городского имущества города Москвы ?
1. Ищем лишнее жилье, или Утрата нуждаемости в жилье.
Это, пожалуй, самое часто встречающееся основание для снятия граждан с жилищного учета.
Первым и самым важным условием для получения жилья от государства является обеспеченность гражданина жилым помещением менее учетной нормы, которая устанавливается в каждом муниципалитете с учетом местных реалий.
В Москве учетной нормой для того, чтобы граждане могли быть признаны нуждающимися в жилье, является норма в 10 кв.м. на человека (15 кв.м. в коммунальных квартирах). Нормой предоставления является норма в 18 кв.м. на человека. Изменение параметров обеспеченности, когда она становится выше нормы предоставления жилья, является основанием для снятия граждан с учета. Для расчета обеспеченности учитывается все жилье, имеющееся на каком-либо праве у членов семьи заявителя.
П. 2. ст. 1 Закона № 29:
Члены семьи заявителя — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
В большинстве своем очередники стоят в очереди на получение жилья не один десяток лет. Наибольшее количество очередников приняты на учет с начала 90-х до 2000 года из числа переехавших в Москву в этот период соотечественников. За такое продолжительное время семейный статус заявителей конечно же изменяется: люди вступают в брак, разводятся и т.п. Используя положения п. 2 ст.1 Закона 29 г. Москвы, Департамент исключает из числа очередников тех граждан, в собственности или в пользовании которых оказалось жилья более нормы предоставления за счет новых членов семьи. Но, если новый член семьи на момент постановки очередника на жилищный учет еще членом семьи не являлся, в «учетную квартиру» (ту, расчет площади которой принимался на момент постановки на жилищный учет) не вселялся, и на жилье за счет бюджета Москвы не претендует, учитывать его обеспеченность жильем для уже принятых очередников оснований не имеется.
Например, заявительница с сыном и матерью состояла на учете как нуждающаяся с 1998 года. Занимали квартиру площадью 27 кв.м. После вступления заявительницы в 2015 году в брак распоряжением Департамента вся семья была снята с учета по той причине, что у мужа заявительницы имеется в собственности однокомнатная квартира в г. Краснодаре площадью 37 кв.м.
Позиция московских судов по этому вопросу уже сформировалась — снятие граждан с учета в таких случаях незаконно. Случаев снятия с учета по указанному основанию в последнее время становится меньше. Но Департамент настойчиво изыскивает новые способы трактовки законодательства — теперь на консультацию обращаются граждане из расчета нормы предоставления которых исключают «излишки» жилой площади, которыми, по мнению чиновников, владеет или пользуется новый член семьи сверх нормы предоставления. Такое толкование Закона № 29 также не имеет под собой оснований.
Сюда же можно отнести случаи учета непригодного для проживания жилья, площади коридоров в коммунальных квартирах, учет жилья, на которое заявитель-очередник прав не имеет.
2. Чтоб ты жил на одну зарплату, или Утрата очередниками статуса малоимущих
Это не всегда, но часто является основанием для исключения из очереди на жилье. Так до изменений жилищного законодательства в 2005 году изменение имущественной обеспеченности граждан — очередников не являлось основанием для исключения граждан из списков жилищного учета. Не является это основанием для их исключения и сейчас, если на учет они были приняты до 2005 года.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3,- 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Если внимательно прочитать и проанализировать указанную статью Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ и положения, перечисленных в этой статье пунктов ст. 56 Жилищного кодекса РФ оснований становится понятно, что такое основание как изменение имущественного положения тех, кто был принят ранее принятия Жилищного кодекса РФ, т.е. до 01.03.2015 г, не применяется.
Из этого Верховным судом Российской Федерации был сделан следующий вывод:
Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.
Это в равной степени относится и к тем гражданам, имущественное положение которых изменилось, т.е. изменение имущественного положения граждан, вставших на жилищный учет до 01.03.2005 г., основанием для снятия с жилищного учета быть не может.
3. Почему москвичам нельзя вступать в брак и разводиться
3. Намеренное ухудшение жилищных условий. Перечень конкретизирован в ст. 10 Закона 29 г. Москвы.
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Исключение очередников из очереди со ссылкой на указанные правовые нормы также зачастую признается незаконным по причинам необоснованного учета действий членов семьи, не признаваемых членами семьи заявителей для целей жилищного учета.
Более того, встречаются случаи, когда семья была лишена возможности улучшить жилищные условия, поскольку заявителем не были предоставлены сведения об обеспеченности жильем такого бывшего члена семьи.
В качестве примера могу привести дело, где с моим участием разрешался спор граждан и Департамента о том допущены ли гражданами намеренное ухудшение жилищных условий.
Департамент городского имущества г. Москвы в процессе расселения одной из пятиэтажек исключил семью граждан из списка очередников на предоставление жилого помещения по норме предоставления. Причиной тому послужило то, что семья заявителей не предоставила в Департамент сведений об обеспеченности жилыми помещениями бывшей жены одного из членов семьи заявителя, что, по мнению Департамента, и явилось нарушением условий Закона № 29. Заявители-очередники ответили, что такими сведениями не располагают, поскольку сведения о правах отдельного лица на недвижимое имущество согласно Закону «О государственной регистрации недвижимости» предоставляются только правообладателям и должностным лицам, специально уполномоченным на получение таких сведений. Заявители также сообщили, что бывшая жена одного из заявителей, сведения о которой запрашивались, на жилищном учете никогда не состояла, в жилом помещении заявителей не проживала, совместной собственности с членами семьи заявителя не приобретала. При этом Департамент потребовал сведения в отношении указанного лица за периоды явно превышавшие периоды состояния в браке с одним с членом семьи заявителя.
Заявители обратились в суд и доказали незаконность требований Департамента и принятых им решений. Решением суда действия Департамента были признаны незаконными, суд обязал Департамент рассмотреть вопрос об обеспечении граждан-очередников жилым помещением по норме предоставления повторно.