
На фото изображено название полезного финансового учреждения – пункта обмена валют. Если нижняя строка названия проста и понятна многим, то строка выше загадочнее и даже звучит забавно (если верить переводу в интернет, означает «благородный премьер Валасинда»).
Подумав, что и название темы моего выступления на нашей очередной конференции:
«Страхование как средство получения доходов клиентами страховых компаний: белые, черные и серые схемы (по закону, страховое мошенничество и «на грани»)»
может быть не очень понятно, решил рассказать в общих чертах, о чем собрался говорить.
Тема связана с деньгами, имеет как юридический, так и экономический характер.
Особенность отношений по договору страхования в том, что обычно выгода или потеря каждой из сторон заранее не известна, поскольку исполнение договора страховой компанией зависит от наступления вероятного и случайного события – страхового случая.
В зависимости от характера договора страхования: объекта страхования, величины страхового риска, заплатив сравнительно малую сумму за страховую услугу (страховую премию), клиент при наступлении страхового случая может рассчитывать на выплату страховой компанией суммы, превышающей размер платы в разы (даже в десятки и сотни раз).
Такая переменчивость (или «экономическим языком» — волатильность) придает отношениям по договорам страхования особую остроту, проявляющуюся порой в столкновении интересов: одна сторона желает получить выплату и может делать для ее получения даже больше, чем традиционно предполагается, нацеливаясь не получение дохода, другая может не желать исполнять договор (делать страховую выплату) и подозревать первую сторону «в подвохе»).
Известные мне способы получения клиентами дохода по договорам страхования различаю по признаку их соответствия закону:
- черные – имеющие ясную для клиента, но скрываемую от страховой компании цель получения дохода в результате участия в договоре страхования и запрещенные законом.
- серые – имеющие ясную для клиента, но без раскрытия ее страховой компании, цель получения дохода, и не запрещенные законом.
- белые – имеющие явную для клиента и страховой компании цель получения дохода и не запрещенные законом, в свою очередь делятся на ситуационные и функциональные.
Первые в своей реализации зависят от определенной ситуации, вторые – реализуются в силу факта заключения и исполнения соответствующего договора на основании его условий.
В выступлении обозначу основные известные мне способы, попутно расскажу об используемых страховщиками индикаторах страхового мошенничества, служащих одним из оснований применения страховщиками к клиентам мер противодействия получению выплат.
Способы относятся к разным договорам страхования, могут встречаться даже при банкротстве. Кстати, ценная и практически полезная информация о банкротстве - в выступлении адвоката Фищук Александра Алексеевича (Анонс выступления Фищука А.А. на III всероссийской конференции профессионалов юриспруденции и судебных экспертов 19 апреля 2019 года).
Если выразиться современным экономическим языком с долей фривольности, все названные способы можно назвать «инвестициями»: заинтересованные лица вкладывают в соответствующие договоры страхования свои деньги и другие ресурсы. Насколько эффективно и надежно – зависит от ряда факторов, тут дело их выбора.
Информация о названных способах может пригодиться для:
- оценки поведения страховщика относительно принятия им решения по обращению клиента;
- оценки поведения клиента относительно наличия у него «скрытых мотивов»;
- минимизации риска использования юриста/адвоката клиентом «в темную» для реализации своих «скрытых мотивов» — т.е. если встретился «клиент-мошенник», подробнее именно о работе с «мошенниками» как раз в тот же день расскажет адвокат Николаев Андрей Юрьевич (Анонс к выступлению Николаева Андрея Юрьевича на III всероссийской конференции профессионалов юриспруденции и судебных экспертов);
- выбора варианта инвестирования свободных средств/накопления средств.
До встречи на Конференции.
С уважением, адвокат Василий Герольдович Гречанюк