В Израиле (г. Натания) 01.04.2015 года умирает пожилая женщина, которая имеет два гражданства — России и Израиля.
Единственный наследник это внук по праву представления, проживающий в Санкт-Петербурге.
Все документы, подтверждающие родство в полном порядке.
Наследство — квартира в Санкт-Петербурге.
Вернее 3/4 доли квартиры принадлежащие бабушке, а ¼ доля этой же квартиры — это своевременно не оформленное наследственное имущество отца доверителя, умершего ещё до смерти своей матери.
Свидетельства о смерти у внука нет, т.к. на похоронах в Израиле он не был по той причине, что находился на момент смерти бабушки в МЛС.
Мама внука, действуя по доверенности, обратилась в консульство Израиля.
Но получила отказ в выдаче сведений о смерти (свидетельства о смерти), т.к. в данных МВД Израиля содержатся сведения о близких родственниках умерших граждан Израиля, но данных об этом внуке нет.
Если сведений о родственниках нет в списках МВД Израиля, то запрещено выдавать сведения о смерти.
Потребовали некое решение административного суда Израиля о праве на получение свидетельства о смерти родственника.
Наследственное дело, вроде бы, не открыть… Получение свидетельства о смерти стало ОГРОМНОЙ проблемой!
Обращаться в суд Израиля не очень хорошо материально обеспеченной семье из России, весьма затруднительно.
Но наследственное дело все же было открыто и без свидетельства о смерти, уговорили нотариуса...., но выдать свидетельство о праве на наследство нотариус, конечно не мог.
Мы уже нашли адвоката в Израиле, благодаря рекомендации адвоката Малиновской Натальи Анатольевны.
Адвокат Израиля подтвердила необходимость обращения в суд именно в Израиле и согласилась вести дело на приемлемых условиях.
Но!
Нет худа без добра! К нотариусу, который открыл в Санкт-Петербурге наследственное дело, обращается некий гражданин Израиля Гуревич, который представил свидетельство о смерти бабушки моего доверителя и его перевод с апостилем.
А ещё он представил перевод завещания, написанного на иврите в простой письменной форме, якобы подписанного умершей в Израиле в присутствии двух свидетелей.
Нотариус Санкт-Петербурга отказал гражданину Гуревичу в выдаче свидетельства о праве на наследство на основании завещания, т.к. штамп апостиль, проставленный на переводе завещания в мировом суде города Нетании 01.12.2015 года подтверждает только подлинность подписи и должность адвоката-нотариуса Израиля, который выдал свидетельство о праве на наследство по делу в Израиле, но не подтверждает подлинность завещания.
Кроме того, по мнению моего клиента и его родственников, подпись на завещании была выполнена не умершей бабушкой. А гражданин Гуревич, который был сыном покойного супруга бабушки, был в весьма плохих отношениях с умершей, ничего ему завещать она не собиралась, а вот своего не очень путевого единственного внука любила, общалась с ним до последних дней своей жизни, они регулярно переписывались и созванивались, помогала материально.
Завещание она не составила, т.к. чувствовала себя хорошо и её смерть была неожиданной, скоропостижной.
Нотариус отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство как моему доверителю, так и гражданину Гуревичу
Получив у нотариуса копию свидетельства о смерти бабушки, мы обратились в суд.
Гуревич обращается в суд с встречным иском о признании права собственности на наследственное имущество. В суд, кроме копии завещания, он также представил свидетельство о праве на наследство, полученное им в Израиле в рамках наследственного дела открытого позже, чем было открыто наследственное дело в Санкт-Петербурге.
При обращении в суд, мы исходили из следующего.
Представленное ответчиком завещание, выполненное от имени бабушки И----вой Н.М. на иврите ничтожно, т.к. она не владела ивритом даже в минимальном объеме, уехала с супругом в Израиль уже в преклонном возрасте, не могла ни читать, ни писать, ни разговаривать на иврите, что подтвердили и свидетели.
Подпись на завещании выполнена не И-----вой Н.М… Нами было получено заключение специалиста-почерковеда.
Кроме того, завещание составлено в простой письменной форме, в присутствии двух свидетелей, не имеет и не может иметь проставленный в установленном Гаагской конвенцией порядке штамп апостиль, поэтому на территории РФ не может расцениваться как официальный документ, подтверждающий право ответчика на наследственное имущество.
Свидетельство о праве на наследство по делу № ХХХХХ, выданное в Израиле, не является правоустанавливающим документом для оформления прав на наследственное имущество, смысл указанного свидетельства сводится к тому, что завещание И----вой Н. от 13.11.2014 года вступило в юридическую силу.
Имеющийся штамп апостиль, проставленный в мировом суде города Нетании 01.12.2015 года подтверждает только подлинность подписи и должность Аркадия П…… (адвоката и нотариуса), который выдал свидетельство о праве на наследство по делу ХХХХХ в Израиле, что не является основанием и определяющим фактором для наследования недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
Умершая бабушка истца являлась как гражданкой Израиля, так и гражданкой Российской Федерации, наследственное имущество – квартира, находится в Санкт-Петербурге.
Таким образом местом открытия наследства является Российская Федерация, а умершая бабушка может рассматриваться только как гражданка РФ.
Наследственное дело, открытое в Израиле после того как в РФ уже было открыто наследственное дело, не является определяющим фактором для наследования недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Подробности правового обоснования — в прикрепленном к публикации иске.
Вроде бы этого достаточно.
Именно поэтому нотариус отказал Гуревичу в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Но я решила подстраховаться и доказать ещё, что и подпись под завещанием подделана.
В суде дело слушалось достаточно долго.
Мы заявили ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы, потому что, как мне показалось иные доводы суд не воспринимает.
Но сначала суд отказал в назначении экспертизы, в том числе и на том основании, что ответчик категорически отказался представить в суд оригинал «завещания».
Потом суд экспертизу все-таки назначил по ксерокопии документа.
Эксперт пришел к выводу, что подпись под «завещанием» от имени бабушки выполнена иным лицом.
На этом основании, не вдаваясь в иное, суд и удовлетворил наш иск.
Хотя мое мнение, что и без экспертизы наш иск надо было удовлетворять….
Но, вероятно, суду показалась предложенная мотивировка очень сложной.
Экспертиза — она понятнее.
Нашла в интернете информацию, что в Израиле широко распространены случаи, когда после смерти наследодателей всплывают завещания в простой письменной форме, якобы составленные в присутствии свидетелей, а затем наследники эти завещания оспаривают.
И ещё.
Мы были даже «благодарны» гражданину Гуревичу, который обратился в суд с фальсифицированным завещанием.
Он упростил процедуру тем, что представил нотариусу свидетельство о смерти бабушки, поэтому моему доверителю не пришлось обращаться в суд Израиля! А без суда в России ему все равно не обойтись бы из-за своевременно не оформленных прав на долю умершего отца. Апелляционной жалобы, как ни странно, не было.
Публикация с разрешения доверителя, да и на сайте суда имеется открытая информация.