Предыстория.
Семья, состоящая из супругов и их дочери, имела на праве социального найма четырехкомнатную квартиру. Супруги брак расторгли, когда дочь была несовершеннолетней по причине фанатичной религиозности супруги, её активного участие в сектах, которые она периодически меняла, вовлекала в это ребенка.
После расторжения брака бывший супруг из квартиры выселился, а вскоре забрал дочь. Мать не возражала, за ребенка не боролась. Настаивала на том, чтобы бывший супруг с дочерью снялись с регистрационного учета в квартире. Много лет квартирой фактически пользуются периодически меняющиеся многочисленные братья и сестры по вере Б. супруги и она сама.
Когда дочь достигла совершеннолетия, случилось чудо — бывшие супруги достигли компромисса. Б. супруг снимается с регистрационного учета, а Б. супруга отказывается от участия в приватизации. Квартира приватизируется в собственность дочери. Квартирой пользуются мать и дочь. Более того, мать сообщила дочери, что уже ранее участвовала в приватизации квартиры
Поначалу, вроде все добросовестно исполнили взятые на себя обязательства. Б. супруг снялся с рег. учета, а Б. супруга удостоверила у нотариуса заявление о согласии на приватизацию без её участия.
Но потом все пошло не так, как договаривались.
Ко мне обратилась доверительница, молодая женщина Надежда К. Её мама, Валентина К., удостоверила у нотариуса заявление о приватизации квартиры без её участия.
Надежда К. заключила с Жилищным Комитетом договор передачи квартиры в собственность граждан, документы были переданы в Росреестр. Но Росреестр отказал в государственной регистрации перехода права по данному договору, т.к. её мать, Валентина К., обратилась в Росреестр с нотариально удостоверенным заявлением об отказе от своего заявления о приватизации без её участия, а также с заявлением в котором просила прекратить действия по государственной регистрации перехода права по сделке.
Росреестр отказал Надежде К. в государственной регистрации перехода права по сделке.
Я составила Надежде К. исковое заявление о признании недействительным отказа Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в государственный регистрации, обязании Управления Росреестра по Санкт-Петербургу произвести государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру.
В суде первой инстанции Надежда решила вести свое дело сама. В итоге в удовлетворении иска ей было отказано в полном объеме.
Далее я составила апелляционную жалобу и участвовала в суде апелляционной инстанции. Доводы были в основном те же, что в иске.
На момент заключения договора приватизации, имелось нотариально удостоверенное согласие Валентины К. на приватизацию спорной квартиры без её участия. Просто отменить такое согласие на прошедший период, т.е. на дату заключения договора приватизации, не возможно.
Договор передачи квартиры в собственность граждан и согласие на приватизацию жилого помещения судом недействительными не признавались.
Не будучи стороной сделки – приватизации, Валентина К. не могла подавать заявления о государственной регистрации или прекращении государственной регистрации перехода права по сделке. И её заявление о прекращении государственной регистрации не может служить основанием для отказа в такой регистрации.
Нотариально удостоверенное заявление Валентины К. об отмене согласия на приватизацию не отменяет действие ранее данного согласия на предыдущий период (на момент подписания сторонами договора приватизации) и, если и действует, то с даты такой отмены, т.к. это уже другая односторонняя сделка – заявление о несогласии на приватизацию в будущем без участия гражданина.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда с нашими доводами согласилась, решение суда первой инстанции было отменено. Вынесено новое решение. Исковые требования Надежды К. были удовлетворены в объеме, который нас устроил.
В последующем Валентина К. несколько раз обращалась в суд с различными исками к дочери. О признании договора приватизации недействительным, признании недействительным своего заявления о приватизации квартиры без её участия… Во всех исках ей было отказано.
Я участвовала в этих делах, но не считаю их сложными или интересными.