Сразу скажу — нет, нельзя. Повздорили, поругались, подрались, кому-то что-то сломали (сожгли, разбили)… написали заявление в полицию. Все, машина завертелась.
Почему нельзя? Потому что полицейские — не мальчики по вызову (захотел — позвал, передумал — прогнал). Они не услугу вам оказывают. Напротив, это вы им услугу оказали, сообщив о происшествии. Вам спасибо. И до свидания. До скорого свидания в их кабинете, где вам придется все в подробностях рассказывать.
Почему так? Потому что полицейские (государство) ловят и преследуют преступников не в угоду потерпевшему, а в интересах всего общества (неограниченного круга лиц). Преступник не только потерпевшему вред причинил. Он, раз на такое пошел, представляет угрозу для всех. И в интересах этих самых всех его ловят и наказывают.
Помните фильм «Народ против Ларри Флинта»? А как в Америке именуют уголовные дела? «США против… (ФИО).» В этом суть. Весь народ против преступника. Разумеется, ловят преступника не всем народом. Народ эту функцию делегировал государству, а то в свою очередь — специально уполномоченным органам, то есть полиции.
Кстати, я слышал (но не проверял), что в тех же США фигуры потерпевшего вообще нет. Именно потому. Он не важен. Нос-то, конечно, ему сломали (и денежную компенсацию он за это с виновного стребует), но вот угрозу это представляет для всех. Вот всем миром злодея и накажут. И от мнения потерпевшего это наказание зависеть не будет.
На нашем юридическом языке это называется "публичным правом". В публичном праве одной из сторон выступает государство, действующее в интересах всего общества. Уголовное право — это публичное право, частные интересы потерпевшего в нем вторичны.
А уголовные дела практически о всех преступлениях — это дела так называемого публичного обвинения. Обвинение от имени государства в интересах всего общества в них поддерживает прокурор. Мнение потерпевшего учитывается, но… во вторую очередь.
При этом — да, есть дела так называемого частного обвинения (противоположность публичному), но их количество ничтожно мало. Для их инициирования сам потерпевший обращается в суд, и сам (как прокурор, вместо прокурора) поддерживает обвинение. Но это не тема настоящей статьи. Мы ведь с чего начали? С того, что после происшествия кто-то обратился в полицию. Все, включились публично-правовые механизмы, описанные выше.
А что делать, если заявитель передумал? Простил, пожалел, получил компенсацию и больше ничего не хочет… Обратитесь к адвокату — он найдет законный выход из ситуации.
Если вы все же решили, что сами с усами, скажу вам следующее.
В-первых, "забрать" заявление нельзя физически. Вам его не отдадут. Оно зарегистрировано (на нем штампики, визы начальников), оно послужило началом для проведения проверки. В общем, бюрократическая машина бумагооборота завертелась. Пасту, выдавленную из тюбика, обратно не засунуть.
Во-вторых, фатальной глупостью с вашей стороны будет написать в полицию еще одно («примирительное») заявление о том, что в первом заявлении все написанное — неправда (мол, разозлились, погорячились, решили проучить и т. п.). В этом случае ждите через некоторое время в отношении уже своей персоны уголовного дела о заведомо ложном доносе (ст. 306 УК РФ). Можно и в тюрьму угодить.
Столкнулся я в своей практике с одним отделом полиции, где возбуждение таких дел в отношении неразумных заявителей было на поток поставлено. Два года пришлось возиться, чтобы прекратить одно из них. Два года! Закончилось все хорошо, и потраченные моим подзащитным на мою помощь деньги вернули. Но два года… Оно вам надо?
В общем, идею "забрать заявление" из головы выкиньте. А за мирным урегулированием конфликта ступайте к адвокату, он что-нибудь придумает.
*БАМ — (букварь адвоката Матвеева) — цикл статей для тех, кто с преступниками и полицией, судьями, прокурорами и адвокатами существовал в параллельных мирах, и так должно было быть всегда, но… однажды все изменилось. Простые ответы на простые вопросы, мешающие спать (присылайте их по адресу: advokatmatveev@yandex.ru — они лягут в основу следующих публикаций).