В настоящее время определенный интерес при рассмотрении хозяйственных споров вызывает применение судами правила «эстоппель». Данная тема была затронута в статье Изосимова С. В., размещенной на портале «Праворуб» 26.10.2019 г.
Статья посвящалась применению процессуального отвода в гражданском процессе. В переводе с английского estoppel
– 1) процессуальный отвод,
- 2) лишение права возражения.
В настоящее время правило эстоппель прямо не закреплено на законодательном уровне, однако исходя из положений пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса (заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки) арбитражные суды в последние годы начали применять указанное правило при рассмотрении различных хозяйственных споров.
Суды исходят из того, что противоречивое поведение стороны может выступать самостоятельным доказательством как основание для применения правила «эстоппель». Однако, кроме п. 5 ст. 166 Гражданского кодекса, законодатель так же закрепил и в иных нормах возможность применения правила «эстоппель» (напрмер, абз. 4 п. 2 ст. 166, п. 3 ст. 432, п. 5 ст. 4501, п. 3 ст. 1731 Гражданского кодекса).
Весной этого года за помощью ко мне обратился индивидуальный предприниматель с типичной проблемой – услуги оказаны, но оплачены частично, необходимо взыскать оставшуюся часть.
Ситуация выглядела следующим образом: Истец (он же – исполнитель) – индивидуальный предприниматель «Д», Ответчик – ООО «Б» (оно же — заказчик). Между ответчиком и истцом был заключен договор оказания транспортных услуг. Предмет договора – это комплекс транспортных и технологических услуг, а точнее – сопровождение технологии бурения скважин. На момент обращения доверителя (истца) за юридической помощью на руках у него имелись подписанные обеими сторонами акты об оказании услуг и акт сверки за 2018 год, то есть за весь срок действия договора. Дело на первый взгляд, сложности не представляло. Составляем претензию, направляем ответчику, ответчик оплачивает 300 000 руб. и на этом исполнение обязательств прекращается.
Подаем иск, ответчик иск не признает в полном объеме, в удовлетворении исковых требований возражает, так как считает, что услуги не были оказаны на спорную сумму, просит рассмотреть дело без его участия и… меняет позицию, предъявляет встречный иск! Далее активно участвует в процессе. Суд принимает встречный иск, хотя договором предусмотрен обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Мои письменные возражения в его принятии оставлены судом без внимания. Проанализировав ситуацию – определение о принятии иска решили не обжаловать, чтобы в дальнейшем исключить возможность обращения с самостоятельным требованием.
В обоснование встречного иска ответчик просит взыскать штраф с истца за нарушение предусмотренной договором обязанности оборудовать транспортные средства за свой счет БСМТС, а на указанные компьютеры ответчика – установить соответствующее программное обеспечение. Сумма штрафа составляла более одного миллиона рублей, удовлетворение указанного требования допустить было нельзя.
БСМТС – бортовая система мониторинга транспортных средств.
Целью применения таких систем является:
— контроль за соблюдением скоростного режима;
— контроль за режимом труда и отдыха водителей;
— контроль за эксплуатацией ТС;
— выработка более безопасного и экономичного стиля вождения;
— оказание экстренной помощи при сходе ТС с линии;
— снижение аварийности;
— снижение простоев ТС;
— оптимизация затрат на перевозки (контроль ГСМ);
— повышение культуры вождения.
Фактически картина выглядела следующим образом – Ответчик являлся подрядчиком (как победитель тендера) другой организации, осуществляющей непосредственно разработку месторождения, назовем ее сокращенно ООО «ГПБ» (ООО «Газпром…. и т.д.»). Услуги изначально принимались ответчиком, затем пересдавались ООО «ГПБ». Таким образом, Ответчик перепоручил исполнение свих обязанностей перед ООО «ГПБ» истцу. Заключенный между истцом и ответчиком договор – был калькой с договора между ответчиком и ООО «ГПБ» без учета специфики отношений, что в данной ситуации являлось совершенно непродуманным, но это были условия ответчика. Транспортные средства заказчика – это автокраны, которые один раз заезжают на участок (территория примерно 1 кв.км) по зимнику, после чего до наступления следующих холодов они находятся на участке, так как даже физически не имеют возможности покинуть его.
Договором было предусмотрено, что в случае если транспортное средство не оборудовано системой БСМТС Ответчик был вправе отказаться от услуг Истца по конкретной заявке полностью или в части, однако этой возможностью не воспользовался, а продолжал сотрудничество с Истцом и подписывал акты выполненных работ без замечаний. Так же договором предусмотрено, что Заказчик при оплате услуг мог применить понижающий коэффициент 0,8 в случае отсутствия БСМТС на транспортных средствах истца. Обнаружение представителем ответчика указанного пункта в договоре видимо и послужило основанием к третьему заседанию подать встречный иск с просьбой взыскать штраф с истца, причем с уже уплаченной неоспариваемой суммы, про неоплаченную часть в иске ответчик даже не упомянул.
Анализ судебной практики показал, что судами при разрешении аналогичных споров сформированы три подхода:
- Штрафные санкции не взыскиваются (например, №А75-5708/2016, №А47-3854/2013, А47-1051/2019);
- Удержание сумм при оплате услуг признается правомерным (например, №А81-4710/2016, №А75-5663/2016);
- Штрафные суммы значительно уменьшаются по правилам статьи 333 ГК (например, №А19-16055/2019).
Второй и третий подходы нас не интересовали, хотя некоторые положения были использованы для мотивировки возражений, поэтому для удовлетворения первоначального иска необходимо было, чтобы суд принял во внимание следующие обстоятельства:
- Подписание сторонами актов об оказании услуг без разногласий;
- Подписание сторонами акта сверки без разногласий;
- Наличие принятых ответчиком путевых листов;
- Частичное погашение ответчиком суммы долга после получения претензии, что уже свидетельствовало о признании долга перед истцом;
- Удовлетворение встречных исковых требований повлечет неосновательное обогащение ответчика;
Так же было необходимо, чтобы суд применил правило эстоппель: «не допускается попустительство в отношении противоречивого и недобросовестного поведения субъектов хозяйственного оборота, не соответствующее обычной коммерческой честности. Таким поведением является в частности поведение, не соответствующее предшествующим заявлениям или поведению стороны, при условии что другая сторона в своих действиях разумно полагалась на них» (аналогия п. 5 ст. 166 Гражданского кодекса).
Все приведенные обстоятельства были подтверждены соответствующими доказательствами.
Суд рассмотрев требования сторон, выяснив при этом в процессе разбирательства обстоятельства, обуславливающие применение правила «эстоппель» (принятие ответчиком услуг без разногласий, продолжение сотрудничества и оплата части услуг, погашение задолженности после получения претензии) фактически использовал указанное правило, но в решении изложил собственную конструкцию – договором не предусмотрен штраф за неустановление соответствующего программного обеспечения, поэтому первоначальный иск подлежит удовлетворению, а в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
С одной стороны решение было в нашу пользу, но используемая судом конструкция не совсем удачная, так как не является полностью обоснованной и дает более широкие возможности для обжалования решения. Думается, что в данном случае применение понижающего коэффициента является все-таки штрафной санкцией, а основным же обоснованием отказа в требованиях должно было быть именно противоречивое поведение ответчика при условии ненаступления каких-либо негативных последствий для него.
Использование судами правила эстоппель обуславливается тем, что данное понятие находится в тесной связи с понятиями «добросовестность» и «предпринимательская честность» в предпринимательской деятельности. Если сложившиеся отношения между сторонами не вызывали разногласий в процессе сотрудничества, то дальнейшие возражения или несогласие и требование применения каких либо санкций относительно исполненных и принятых сторонами обязательств является недопустимым и лишает сторону права возражения (п. 5 ст.166, п. 2 ст. 720 Гражданского кодекса).
P.s. По рассмотренному спору осталось узнать мнение апелляционной инстанции.