31 мая 2021 года – профессиональный праздник адвокатского сообщества и он был вдвойне приятным так как именно в этот день состоялось победное решение по делу о взыскании с МВД вознаграждения адвокату по назначению, работавшему по уголовному делу в период пандемии 2020 года. Это решение особо приободрило, так как анализируя судебную практику мы поняли, что её практически нет (относительно периода пандемии).
А спор, собственно возник, когда мой доверитель и коллега (уголовная специализация) обратился с заявлением к следователю о выплате причитающегося ему вознаграждения за почти целый год услуг по уголовному делу, где он защищал по назначению интересы обвиняемого (ч. 4 ст. 160, п «б» ч. 4 ст. 174.1, ст. 159 УК РФ), туда в том числе вошли дни в апреле и мае прошлого года, которые являлись нерабочими.
Однако, по каким-то причинам сотрудники финансового подразделения МВД решили, что вправе проверять постановление следователя о выплате вознаграждения адвокату и давать указания следователю о том, что в нём необходимо указать и как исчислять причитающиеся суммы.
При этом ссылаясь на нормы Трудового кодекса РФ и разъяснения Минтруда России, что уже абсурдно по своей природе относительно деятельности адвокатов по назначению в уголовном деле, которая регулируется… ну мы все знаем какими законами и нормативными актами))).
Так вот, если по сути, то финансовая служба МВД написала письмо, которым вернула следователю (начальник отделения следственной части) постановление о размере оплаты труда адвоката за оказание юридической помощи по назначению на предварительном следствии и приложенные к нему документы с указанием на то, что неправильно произведен расчет оплаты труда адвоката за дни, которые попадали в период пандемии и объявленные Президентом России как «нерабочие» (Указ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и, что сумма за этот период подлежит исчислению по обычному порядку как за рабочие дни.
Конечно мы с этим не согласились, тем более в то время (апрель-май 2020 года) думаю все помнят, как мы столкнулись с новой коронавирусной инфекцией и мало зная о ней, ни кто не хотел рисковать своим здоровьем, а порой и жизнью, при этом адвокат должен был «мотаться» по СИЗО, ИВС и допросам рискуя своим здоровьем… В общем, не достигнув компромисса мы решили идти в суд.
Обратились с исковым заявлением, которое я подготовил, а не в порядке КАС, так как имел место спор о причитающихся суммах, хотя представитель МВД высказывала свое мнение о незаконности такого порядка и просила суд оставить иск без рассмотрения.
Должен сказать, что наши доводы оказались более убедительны и по итогу рассмотрения дела в суде первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме, за исключением расходов на представителя. Но полагаю, что расходы на представителя в этом случае играют куда меньшую роль чем решение по существу.
Ждём апелляцию, полагаю, что МВД будет обжаловать, так как их представитель утверждала: «Мы выплатим всё, просто хотим разобраться в законности исчисления вознаграждения»…
Добавлено: 18:31 01.11.2021
Итак, немного с опозданием, но хочу дополнить, что апелляция по данному делу состоялась, Верховный суд Республики Адыгея согласился с первой инстанцией и нашими доводами!)