Следователь СУСК задержал моего подзащитного в порядке ст. 91 УПК РФ, а на следующий день уже представил в суд материалы на арест. Подозрение возникло из факта ВУД по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 105 УК РФ (особо тяжкое преступление).
За столь короткий срок собрать опровержение доводам обвинения практически не реально, характеризующие данные тоже получить в такой срок проблематично. Поэтому пришлось основываться на том что представил сам следователь + опросить в суде следователя и подзащитного, что бы в итоге убедить суд в том, что квалификация притянута за уши.
При этом мой подзащитный полностью признает объективную сторону преступления, т.е. 3 удара ножом, которые причинили тяжкий вред здоровью (проникающее в грудь сзади, в шею сзади, и в руку спереди). Однако отрицает вину, ссылаясь на необходимую оборону.
Понятно, что удары в жизненно важные органы да еще и сзади, мало похожи на оборону. Причем есть показания потерпевшего и свидетеля из которых напрашивается вывод, что убийство заранее планировалось 2 лицами и потерпевшего специально заманили на территорию подозреваемых.
Между тем мне удалось убедить судью (назначена в ноябре 2013 года, а до этого была помощником в обл.суде), что подозрение не обосновано доказательствами, поскольку мой подзащитный фактически инвалид (ампутированы пальцы на левой руке, а пальцы на правой кисти не до конца сгибаются), удары наносил перочинным ножом, а потерпевший спецназовец ВВ МВД.
Надо заметить, что пом.прокурора меня постоянно перебивала во время опроса, однако судья прислушалась к моим пояснениям и разрешила мне продолжать выяснения всех обстоятельств объективной стороны преступления.
При этом свои пояснения на возражения стороны обвинения я мотивировал ссылками на ППВС в котором сказано о необходимости исследования вопроса об обоснованности подозрения, т.е. объективной стороны. А также разъяснением о том, что запрет на установление вины, касается лишь субъективной стороны, но никак не относится к объективной стороне.
Судья оказалась более чем вменяемой что бы понять мои простые, но к сожалению для большинства не очевидные, разъяснения. Полагаю именно это позволило представить мне дело в суде в выгодном, для стороны защиты, свете, а не по плану стороны обвинения.
В результате суд отказал следователю в удовлетворении ходатайства на арест подозреваемого.