В период обучения, на парах уголовного процесса, криминалистики, мне так тщательно рассказывали о таком следственном действии, как допрос. Ни для кого не секрет, что есть много тактических приемов, особенностей проведения допроса и конечно, подготовки к нему.
Конечно, многие читатели тут, являются профессионалами и знакомы с такими «лайхфаками», но мне бы хотелось поделиться своим опытом при ведении допроса несовершеннолетнего.
Как это было на практике
Во время прохождения производственной практики в следственном отделе, мой наставник доверила мне проведения допроса несовершеннолетней «А», которая пыталась совершить суицид. Я была в ужасе, когда прочитала суть дела.
Как такой юный ребенок решился на самоубийство. А задача состояла в том, чтобы выяснить причины.
«Процесс подготовки к проведению допроса несовершеннолетнего лица должен быть заранее спланирован следователем».
Решаю прочитать характеризующий материал о девочке: характеристика с места учебы, были некоторые опросы учителей.
Делалось это с целью понять ее характер, набросать вопросы для чего это делала, чтобы понять, какой у нее характер,
Так как же это было?
Пришла ко мне девочка на допрос 14 лет, естественно с авторитетной мамой.
Вспоминаю чему учили в универе «Для установления контакта с несовершеннолетним можно поговорить с ним на отстраненные темы, такие как досуг, учеба, друзья или про его личные увлечения».
Предлагаю рассказать ей о себе, о увлечениях и взаимоотношениях в школе.
Веду спокойный, размеренный диалог, чтобы расположить ребенка к беседе.
Вижу, что девочка зажата, боится и не понимает зачем она тут сидит.
Конечно, психика ребенка и так расшатана после совершенного, тут ее еще привели в непонятное здание, к непонятно каким людям.
Решаю взять ситуацию в свои руки и задаю конкретные вопросы по типу «ты любишь рисовать, петь, танцевать?» робко она отвечает «нет», тут же мама вклинивается в беседу и кидает злостное, ничего она не любит, вечно сидит в телефоне и ничего не делает. Я уверенно обращаюсь к маме и предлагаю ей, дать возможность своей дочери рассказать о себе самостоятельно без ее вмешательства.
Естественно, получила в ответ соответствующую реакцию от мамы, но она смирилась и просто наблюдала.
Продолжаю спрашивать о интересах, девочка уже более менее чувствовала себя расслаблено и легче шла на диалог.
Думаю, что вроде как получилось у меня расположить девочку к диалогу.
Следующих шаг был узнать причину совершения попытки суицида.
Вспоминаю опять же уроки из универа, где говорили, что к данному моменту надо переходить очень плавно, так как ребенок, элементарно будет бояться, что его будут ругать или осуждать. Я решаю напомнить ей дату, когда произошло это событие, спрашиваю, что было в тот день, чем она занималась. А тогда были летние каникулы, она рассказала, что мама была на работе, а она хотела пойти погулять с подружкой, позвонила маме, чтобы отпроситься, на что мама категорично ответила «нет» и заставила делать задание, которое было дано на лето, на что девочка предложила ей, что она немного погуляет, потом вернется и все сделает. Я решила обратиться к маме, услышать ее мнение по этому поводу, она сказала, что в ее возрасте надо думать об учебе, а не «гулянках».
У девочки после разговора с мамой, как она объяснила, возникло огромное чувство обиды, тревоги и тд, что она взяла мамин бритвенный станок и начала вскрывать вены, понимая какие последствия ее ждут.
Я спросила у нее, а почему возникло это чувство?
На что, девочка ответила, что мама ей всегда все запрещает и никогда ее не слушает, она редко гуляет с друзьями, практически все лето она сидит дома и делает домашние задания.
Замечаю реакцию мамы и решаюсь объяснить девочке, что мама так проявляет заботу о тебе, хочет чтоб ты была умная и воспитанная, пусть и таким методом, но она не хотела тебе причинить вред.
Но следующее, что меня поразило, это реакция мамы, она решилась высказаться и признала, что она была не права, так сильно ограничивать ребенка. И обратилась к дочке, чтобы она всегда рассказывала ей, что ее беспокоит.
Так я наблюдала небольшую семейную драму на допросе.
Ну по классике следовал вопрос: «будет ли она еще так пугать маму?» Девочка ответила уже с улыбкой, что нет.
Ушли они от меня в отличном расположении духа.
Вроде обычная, простая ситуация, но как много значит понять взаимоотношения «ребенок-родитель», чтобы дойти до сути и узнать подробности дела.
Расположить каждого участника допроса к коммуникации и создать комфортную обстановку. Хорошо, когда есть база теоретических знаний, но с практической точки зрения это может развернуться совсем иначе.