Практически любая выездная либо камеральная налоговая проверка юридического лица либо индивидуального предпринимателя сопровождается таким контрольным мероприятием со стороны налогового органа, как допрос свидетеля. Право налогового органа вызвать на допрос свидетелей закреплено в п.п.12.п.1 ст. 31 НК РФ, а также в ст. 90 НК РФ.

Какое доказательственное значение имеет допрос свидетеля в ходе мероприятий налогового контроля и какие имеет особенности проведения? Может опорочить первичные учетные документы налогоплательщика (Определение ВС РФ от 03 февраля 2015 г. № 309-КГ14-2191 по делу ЗАО «Опытный завод Нефтехим»); 
Может подтвердить умысел в совершении налоговых правонарушений (Письмо ФНС и СК РФ от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@: директор, учредитель, контрагент, работник, уволенный сотрудник); 
Может стать доказательством налогового правонарушения, так и доказательством его отсутствия;

С 2015 г. допрос свидетеля допустим в ходе проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС;

Может проводится в присутствии адвоката или иных лиц (представителей налогоплательщика), это не признак недобросовестности налогоплательщика ( Письмо ФНС РФ от 21 сентября 2018 г. № ЕД-4-15/18411 @).

Права налогоплательщика при составлении протокола допроса свидетеля и проведении налоговым органом выездной налоговой проверки: 

  — копия протокола свидетеля после его составления должна быть вручена  свидетелю лично под расписку (п.6. ст. 90 НК РФ);

  — к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (ч.3.1. ст. 100 НК РФ). При этом:

  — лицо в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе знакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительными материалами налогового контроля (ч.2 ст. 101 НК РФ);

  — при рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган обязан исследовать имеющиеся в деле и представленные налогоплательщиком доказательства (ч.4 ст. 101 НК РФ);

Сущность работы адвоката (представитель налогоплательщика), при его допросе налоговым инспектором.

   — Психологическая поддержка свидетеля, поскольку допрос в госоргане – это всегда стресс для любого человека;

  — Разъяснение свидетелю подоплеки вопросов инспектора (как ответ может быть интерпретирован в акте проверки);

 -Контроль процедуры и хода допроса, фиксация нарушений на диктофон и в протоколе;

  — Отвод некорректных вопросов  и вопросов не относящихся к предмету проверки;

  — Противодействие уловкам инспектора;

  — Анализ протокола допроса, исключение из него ошибок в ответах свидетеля.

 О допросе свидетеля вне рамок налоговой проверки (либо в рамках налоговой проверки другого субъекта):

Налоговый Кодекс не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, однако использование их в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке признается судами неправомерным, доказательства признаются недопустимыми в силу ст. 68 АПК РФ, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.09.2012 по делу №А33-20819/2011, Постановление ФАС Московского округа  от 16.07.2010 № КА-А40/7035-10 по делу А40-77419/09-126-566 и т.д.).

Рекомендации свидетелю при допросе в налоговом органе:

1. Не переживать и не бояться самого допроса.

Ответственность свидетеля в налоговом праве административная, а не уголовная.

п.п. 3. ст. 128 НК РФ- «Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей».

Допрос  инспектора это прежде всего поиск следов необоснованной налоговой выгоды налогоплательщика. Инспектор хозяин вопросов, свидетель хозяин ответов на них.

 2. Нужно говорить правду, при этом…..

 Свидетель –это очевидец интересующих инспектора событий. Если свидетелю что-то известно со слов других людей или по своему жизненному опыту, то такая информация не свидетельская, а слухи, фантазии и домыслы.

Отрицательный ответ должен быть развернутым: «я не был очевидцем этих событий», «…это не входит в мои должностные обязанности», «достоверно мне это не известно», «я не помню потому-то…».

 3. Правда должна быть отражена в протоколе.

Инспектор обязан внести ровно то, что сказал свидетель. При этом свидетель вправе вспомнить и уточнить (изменить) ранее данный ответ. Неподписанный протокол – не документ.

 Типичные уловки и приемы налогового инспектора при допросе свидетеля:

  • «Нам адвокат не нужен» (как нашли, кто оплатил его услуги, зачем он Вам?);
  • «Не хочу слышать правду по спорному вопросу»;
  • «Хочу услышать отсутствие информации»;
  • Прием «утрирование» или собственная интерпретация ответа свидетеля»;
  • Запись слухов, догадок и рассуждений свидетеля (точные даты, суммы, предельные значения);
  • «Нам все про вас известно» или другие свидетели говорили иначе»;
  • Целевое сомнение в компетентности свидетеля;
  • Вопросы «Зачем?» и «Почему?»
  • Угрозы и уговоры;
  • Ночные допросы, допросы по месту жительства свидетеля, допросы с участием полицейских.

Допрос свидетеля в рамках мероприятий налогового контроля может иметь решающее значение при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности в совокупности с иными доказательствами.

Именно допрос свидетеля, способен раскрыть письменное доказательство, которое может трактоваться (инспектором и судами) в зависимости от результатов допроса свидетеля- либо в пользу налогоплательщика, либо в пользу налогового органа. 

Благодарю за внимание. 

Автор публикации

Адвокат Пиляев Алексей Васильевич
Нижневартовск, Россия
Адвокат в г.Нижневартовске.
Юридическая помощь по гражданским, уголовным, административным делам.Арбитраж. Налоговые споры.

Да 20 20

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Пиляев Алексей, Ашанин Сергей
  • 12 Июня 2021, 09:20 #

    Уважаемый Алексей Васильевич, спасибо за подробную и очень нужную инструкцию! (Y) (handshake) 
    К сожалению, многие руководители, бухгалтеры, и иные должностные лица пренебрегают элементарными мерами предосторожности и не думают о том, что с их слов записывает инспектор в протокол допроса, и подписывают его даже не проверяя насколько письменный текст соответствует его ответам, а потом такие «ответы» в интерпретации налогового инспектора используются против налогоплательщика.

    +5
  • 13 Июня 2021, 13:54 #

    Уважаемый Алексей Васильевич, спасибо за развернутый и систематизированный комментарий!

    Неоднократно участвовал в подобных допросах. Согласен, что любой допрос для любого специалиста предприятия — это стресс и полностью согласен с первоочередной задачей психологической поддержки в ходе допроса.

    Хотел бы дополнить примером из собственной практики. Как оказалось, допрос свидетеля может нести стресс не только для допрашиваемого. В силу достаточно низкого уровня профессиональной квалификации подавляющего числа инспекторов (и в силу текучки кадров, и в силу отсутствия системы профессионального роста, обучения, наставничества, и т.д., и т.п.), допрос может вызывать стрессовое состояние и у самого инспектора.

    В нашем случае, вызвав Индивидуального предпринимателя на допрос и, по-видимому,  чувствуя собственную недостаточную компетентность, инспектор налогоплательщика в моем сопровождении пригласила для проведения допроса в кабинет юридического отдела и проводила допрос в присутствии начальника юридического отдела, периодически сверяясь у нее по процедуре допроса. 

    Само собой, что я постарался обеспечить реализацию большей части вышеизложенных рекомендаций. Когда же по окончании допроса, я в качестве замечаний на протокол вписал о том, что перед началом допроса свидетелю не были разъяснены права и ответственность (казалось бы — общее место для протоколов допросов в рамках уголовных дел), инспектор буквально впала в ступор и развернулась к начальнику юр. отдела — как же так?  А начальник юр. отдела, конечно же осознавая, что подобные замечания процессуально «убивают» доказательственное значение этого протокола, тем не менее дает ей свои пояснения, типа — там же в самом тексте протокола прямым текстом вписано необходимости разъяснения прав и ответственности, надо внимательнее читать сам бланк протокола. Но это уже в порядке припоздавшего консультирования самого инспектора.

    +3
    • 13 Июня 2021, 18:38 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, благодарю за развёрнутый комментарий(handshake). Так же как и вы, пользуюсь правом внесения замечания на протокол. В вашем случае, вы абсолютно правильно поступили, введя в ступор инспектора и защищая права доверителя(Y).  В полиции бывает опер бухнется в кабинете молодого следователя, сверля глаза подозреваемого доверителя, пытается присутствовать при допросе. Сразу же мною ставится вопрос перед следователем, либо о проведении допроса без посторонних, либо прекращении этого цирка. В налоговой зачастую, инспектора сидят по 4-8 человек в кабинете, соответственно использую в том числе и описанные вами замечания на протокол.

      +2

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Допрос свидетеля в рамках проведения налоговой проверки. Права налогоплательщика. Значимость адвоката (представителя налогоплательщика) в ходе проведения допроса свидетеля. Правовые аспекты, судебная практика, уловки инспектора. » 3 звезд из 5 на основе 20 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации