
Доброго дня, уважаемые коллеги и читатели.
На досуге занималась подготовкой к возвращению в аспирантуру и подумала, что мы почти не говорим о международном праве с тех самых пор, когда наша страна и Совет Европы обменялись взаимными плевками, и ЕСПЧ уже перестал быть «последней инстанцией» для наших судов.
Как относиться к этим событиям с точки зрения мировоззрения — дело каждого, у всех свои мнения, это нормально. Кто-то за европейские порядки, кто-то за правовой релятивизм, и такие дискуссии и диаметрально противоположные взгляды — норма общества.
Друге дело, что политику вслух лучше не обсуждать — это вопрос и этики делового общения, и сейчас это фактически принцип «не навреди самому себе» в ходе пылких дискуссий.
Тем не менее остается открытым вопрос: что делать доверителям, основные права которых были действительно нарушены.
Под основными правами я подразумеваю — право на справедливое судебное разбирательство, в нарушение которого могут быть включены пытки, недопуск адвоката, незаконное помещение в психиатрические лечебницы, содержание под стражей без судебного решения о мере пресечения и т.д.
Разговоры-разговорами, а сама ситуация для доверителя страшная, и всегда хочется иметь надежду на то, что разум и добро победят.
С государством спорить сложно, хотя адвокаты этим занимаются каждый день.
Но когда итоговое решение Верховный суд РФ уже принял — это сложнее вдвойне.
Что же остается из международных органов, куда можно направлять жалобы?
Конечно, это конвенционные органы ООН.
Я сейчас говорю не о Совете по правам человека ООН, а именно о Комитете по правам человека.
Совет по правам человека (с июня 2006 года) и Комиссия по правам человека (до этой даты), которая существовала до создания Совета, — являются политическими органами ООН (я б сказала, болтологического характера): состоят из государств, созданы резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и Уставом ООН и обсуждают весь спектр проблем в области прав человека. Трындеж и не более того, с изданием каких-то программ по улучшению ситуаций рекомендательного характера.
Комитет по правам человека ООН состоит из экспертов, которые осуществляют мониторинг выполнения государствами-участниками Международного пакта о гражданских и политических правах.
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года является международным актом, обязательным для исполнения Российской Федерацией.
Несмотря на то, что наше государство приняло законодательный пакет о приоритете Конституции РФ над решениями международных организаций и судов, международные обязательства универсального характера никто не отменял.
Да, дебатов множество на тему соотношения международных норм и норм внутригосударственного права, однако органы, которые наделены именно юридическими компетенциями, являются базой международного права ООН, а Пакт 1966 года — содержит ключевые права и свободы, ключевые нормы, на которые мы можем ссылаться при защите интересов наших доверителей.
Да, эффективность под вопросом, особенно с учетом политической обстановки, однако это право и возможность лиц обращаться за помощью в международные органы.
Комитет по правам человека ООН является квази-судебным органом, у него есть определенные механизмы по составлению и принятию жалоб.
Русский язык является одним из языков ООН, то есть жалобы переводить не нужно.
И как и с ЕСПЧ, нужно пройти все внутренние инстанции для подачи жалобы.
Конечно, идеализировать инстанции не стоит — результат зависит и от трактовки наших инстанций, насколько решение Комитета не будет противоречить нашему законодательству.
Однако пробовать корректировать судебную практику все же стоит и таким способом. В целях гуманизации уголовных и гражданских процессов (по гражданским делам тоже можно подавать жалобы, если суды нарушили право стороны в процессе из Пакта 1966 года)