С детского возраста я страдаю заболеванием позвоночника “S-образный сколиоз II степени”, который впервые диагностирован 09.01.2002 г. Впоследствии указанный диагноз неоднократно подтверждался врачами по месту жительства. В течении последних шести месяцев пытаюсь на законных основаниях получить военный билет по категории “В” (п.”в” ст. 66 Расписания болезней).
12.10.2011 г. в своём заявлении за входящим № 9106 об отказе в госпитализации, принятое в отделе делопроизводства военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново, я потребовал принять призывную комиссию решение об освобождении от призыва, зачислении в запас по уже имеющимся в личном деле документам.
20.10.2011 г. мне пришёл письменный отзыв военного комиссариата по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново (№ 6/1/6807 от 17.10.2011) на заявление вх. № 9106 от 12.10.2011 г. Привожу полный текст отзыва начальника отдела военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново, C. Н. Поколодного (оформление соответствует оригиналу):
На Ваше заявление вх. № 9106 от 12.10.2011 г. сообщаю:
-Ваше заявление рассмотрено;
— в соответствии с Приказом Министра обороны № 400 от 2.10.2007 года “О мерах по реализации Постановления правительства Российской Федерации от 11.11.2006 года № 663”, Постановлением правительства Российской Федерации № 123 от 25.02.2003 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе” решение о годности граждан, подлежащих призыву на военную службу, выносится призывными комиссиями муниципальных образований при очном освидетельствовании, с учётом результатов анализов и других медицинских исследований.
-в соответствии со ст. 5.1 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” каждый врач – специалист медицинской комиссии выносит своё заключение о категории годности к военной службе, при невозможности это сделать направляет гражданина на дополнительное обследование;
— на заседание призывной комиссии Вам было объявлено решение о направлении Вас на дополнительное обследование;
— в соответствии со ст. 28 п. 6 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. высылаю в Ваш адрес оформленную в соответствии с законодательством выписку из решения призывной комиссии;
Одновременно сообщаю, Вам, что согласно Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 196 – ФЗ данное деяние (уклонение от медицинского освидетельствования) влечёт ответственность в соответствии с законодательством (ст. 21.6).
Изучив отзыв, я пришёл к следующим выводам:
-заявление должным образом не рассмотрено по существу моего вопроса;
-начальник отдела военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново, C. Н. Поколодный информирует меня о последствиях административного правонарушения, которое я не совершал (уклонение от медицинского освидетельствования). Моё очное медицинское освидетельствование было проведено 12.10.2011 г. всеми врачами-специалистами.
Во вложении имелась выписка из протокола заседаний призывной комиссии Фрунзенского и Ленинского районов, протокол № 6 от 12.10.2011 г. Факты, изложенные в нёй, не соответствуют действительности:
1) С областного сборного пункта весной 2011 г. я не мог быть возвращён психиатром областного военного комиссариата для обследования в ОКПБ “Богородское”, т.к. на сборном пункте я не находился.
2) В графе ”Данные объективного исследования, специальных исследований, диагноз (по-русски)” протокола № 6 от 12.10.2011 г. не соответствуют действительности факты постановки диагнозов: “Органическое расстройство личности”, “Сколиоз грудного и поясничного отдела позвоночника I степени без нарушения функции”.
3) В графе “ Подпункт, пункт Расписания, статья ФЗ “О воинской обязанности и в/службе”. Решение призывной комиссии. Предназначение” протокола № 6 от 12.10.2011 г. указано, что призывной комиссией района принято решение: “П.1 ст.30 – направить на медицинское обследование в ОКПБ. Явиться на повторное освидетельствование 28.10.2011 г.” В моё удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, внесена отметка с совершенно иной формулировкой. При этом статья 30 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” утратила силу.
На данный момент, действиями должностных лиц военного комиссариата и призывной комиссии нарушены следующие мои права:
— Право на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);
— Право на зачисление в запас Вооружённых Сил Российской Федерации (п. 1 ст. 52 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”).
Нарушение моих прав вызвало у меня чувство недоверия к объективности призывной комиссии и должностных лиц военного комиссариата, таким образом, мне причинён моральный вред.
В соответствии с п.3 ст.7. Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании граждан в связи с призывом на военную службу, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
20.10.2011 г. я обратился в прокуратуру по месту жительства с заявлением о нарушении законодательства должностными лицами и призывной комиссией отдела военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново. Прокурор Фрунзенского района, старший советник юстиции, А. Е. Бакаев согласно отзыву (№ 1 р-2011 от 25.10.2011 г.) направил обращение для рассмотрения по существу и принятию мер в пределах компетенции военному комиссару Ивановской области С. И. Лисицову.
Результатом рассмотрения стал отзыв военного комиссариата Ивановской области (№ 1/4509 от 02.11.2011 г.) на заявление в прокуратуру района.
Привожу полный текст отзыва, присланного военным комиссаром Ивановской области С. И. Лисицовым (оформление соответствует оригиналу):
“ На ваше обращение сообщаю следующее:
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59 – ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с пунктом 2 ст. 5.1 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53 – ФЗ “О воинской обязанности и военной службе ” заключение о годности гражданина к военной службе по результатам медицинского освидетельствования выносит врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан.
В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53 – ФЗ “О воинской обязанности и военной службе ” председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения. Предоставление иных выписок в компетенцию военного комиссариата, врача – специалиста не входит.
В соответствии с пунктом 1 ст. 5.1 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53 – ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” граждане при призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 “Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе” установлено, что под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития на момент освидетельствованияв целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Заочное (по документам) медицинское освидетельствование запрещается.
Согласно пункту 19 Постановления Правительства Российской Федерации № 123 2003 года гражданин на основании решения … призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Пунктом 20 настоящего Постановления № 123 определено, что при возможности завершить медицинское обследование (лечение) гражданина до окончания работы … призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное медицинское освидетельствование.
Направление гражданина на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию в случае невозможности вынесения медицинского заключения установлено пунктом 4 ст. 5.1 Федерального Закона № 53 – ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.
В соответствии с пунктом 21 Приказа Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. N 240/168 “Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе” врачом медицинского учреждения после проведенного обследования (лечения) оформляется акт исследования состояния здоровья.
Обследование (лечение) учтенного гражданина должно быть всесторонним, не ограничивающимся только основным заболеванием. В акте должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы).
Акт подписывается врачом, проводившим обследование, заведующим (начальником) отделения и руководителем медицинского учреждения, заверяется печатью медицинского учреждения.
Из материалов личного дела следует, что для определения состояния Вашего здоровья и, соответственно, вынесения заключения о категории годности Вас к военной службе, Вы подлежите направлению на медицинское обследование в ОКПБ “Богородское”, о чем Вам объявлено установленным порядком.
В соответствии с законодательством целью медицинского освидетельствования является установление категории годности, а не принятие решения от освобождения от призыва на военную службу, так как даже при наличии оснований для освобождения от призыва на военную службу законом устанавливается разделение по категориям годности “В”, “Г”, “Д”. с различными правовыми последствиями в зависимости от установленной категории.
Разъясняю Вам, что в соответствии со статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Кроме того, пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. № 3 “О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы” разъяснено, что в случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное обследование отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.
В отношении предоставления Вам информации: в отсутствие установленным порядком оформленных документов о состоянии Вашего здоровья (акт) военный комиссариат Ивановской области данными сведениями не располагает.”
Таким образом, в настоящий момент моё заявление в прокуратуру Фрунзенского района по поводу нарушений законодательства о призыве должностными лицами и призывной комиссией отдела ВК Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново должным образом не рассмотрено по существу поставленных вопросов. Меры по устранению нарушений в пределах компетенции военным комиссаром Ивановской области С. И. Лисицовым не приняты.
Остаётся неясной причина, по которой начальник отдела военного комиссариата Ивановской области по Фрунзенскому и Ленинскому районам г. Иваново и военный комиссар Ивановской области информируют о последствиях административных правонарушений, которых я не совершал.
Прошу всех, кто сталкивался с подобной проблемой или может помочь в её решении оставить свои комментарии.