
Здравствуйте, коллеги.
Полагаю, прошедшая после Конференции-2019 неделя, — достаточный срок, чтобы осознать и переосмыслить это событие. Вначале хотелось принять участие в предложенном опросе, но тезисов, как оказалось, набралось на целое выступление.
Рискую остаться в меньшинстве, возможно в одиночестве, а то и вовсе быть преданным анафеме, но для плюрализма мнений все же желаю высказаться, не рассыпаясь, как предыдущие ораторы, лишь в восторгах и высочайших оценках. Тем не менее, рассчитываю быть услышанным и породить дискуссию.
Отдельного вопроса заслуживает тезис о том, имеет ли право на критику и советы, скажем так, столь не активный участник сообщества, чей вклад в его развитие и становление едва ли заметен? На этот вопрос полагаю для себя возможным ответить положительно. Прошу воспринимать изложенное ниже не только как критику, но и как обратную связь, как самокритику.
Предвидя возможные возмущения, обращения к личности, вкладу в общее дело, — прошу считать изложенное далее своим непосредственным заявлением об участии в Конференции-2020 в качестве спикера. Смею заверить: мне есть о чем поведать. Будет интересно.
Итак:
1. Время, место и продолжительность мероприятия выбраны удачно. Организаторы заслуживают отдельной похвалы. Хотя бы за то, что пытаются что-то делать за пределами своего обычного ареала обитания. За то, что пытаются расшевелить адвокатское болото.
2. О своем участии я не жалею, считаю его полезным, хотя во многом и увы — лишь созерцательным. Но это больше вопросы к самому себе, нежели к выступавшим и поднятым ими темам. В познавательном плане для меня получилось следующее: я либо хорошо ориентировался в предмете выступления и готов был как спорить, так и плодотворно дискутировать со спикером (Шарапов О.А., Туманов Э.В., Николаев А.Ю., Костюшев В.Ю.), либо наоборот, — слова на знакомом языке слышал, но общий смысл их улавливал с трудом (выступления Фищука А.А. и Бевзенко Р.С.). Тезисы докладов Федоровской Н.Р. и Жакеновой Л.А., несмотря на то, что я сталкиваюсь с озвученными вопросами и способами решения возникающих задач едва ли несколько раз в год, отозвались во мне как понятные и знакомые. При этом, не умаляя достоинств докладов Федоровской Н.Р. и Жакеновой Л.А., для меня оказалось удивительным, что для ряда коллег словосочетания «электронная подпись» и «действия нотариуса по обеспечению доказательств» явились открытием. Выступления же, касающиеся смартконтрактов, блокчейна, маркетинга и LegalTech мне, вероятно, еще предстоит осознать.
В качестве предложения по дальнейшему совершенствованию познавательного процесса предлагаю на предстоящей конференции сгруппировать выступления таким образом, чтобы, к примеру, условно, один день был посвещен уголовному процессу, один день маркетингу, и по половине дня гражданскому процессу и все больше преследующим нас на каждом шагу высоким технологиям. Предложенная группировка условна, но необходима.
3. Полагаю, было бы полезным перед выступлением каждого спикера уделять в пределах 1 минуты его презентации (самопрезентации), в том числе с использованием визуальных средств. Не могу сказать, что в этом плане совсем ничего не было сделано, но в отношении ряда выступавших мне показалось невыразительным и малоинформативным. Друзья! Меньше скромности! Нам есть чем гордиться!
Бэйджеки предлагаю сделать более информативными, дополнить их небольшой графической информацией, иллюстрирующей основное направление деятельности и вклад в Праворуб. Например: уголовный процесс, 10 статей за минувший год, 2 оправдательных приговора (мечта:)). В конце концов можно добавить некие «ачивки».
4. Для меня оказалось проблемой узнать в лицо в реальной жизни своих виртуальных друзей и оппонентов. Полагаю, что обратное тоже верно. В реальной жизни мы весьма отличаемся от наших образов, представленных в профиле.
Думается, что предложения по совершенствованию информации об участниках, изложенные в предыдущем пункте, способны несколько сгладить ситуацию, хотя и не полностью её разрешить.
5. Этот пункт для меня самый тяжелый. Выражаясь максимально обходительно и сглаживая острые углы, вынужден констатировать, что количество сообщенной каждым спикером информации на столь продолжительное время выступления, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В той или иной мере это относится ко всем спикерам и об этом свидетельствует тот факт, что каждому приходилось напоминать про регламент и то, что каждому оставалось что сообщить.
Мой тезис таков. Всем нам нужно учиться сообщать большее количество информации за меньшее количество времени, по возможности, не теряя в качестве. Да, перед вами полный зал. Да, публика разношерстна. Да, многие отвлекают своими репликами, но неужели это так сбивает?!...
6. Визуальная информация, представленная на экране. Для многих выступавших, кроме, пожалуй, Туманова Э.В., это полный провал.
Как тезис: нужно стараться часть информации представить устно, а часть визуально. Обязательно освоить простейшую программу для подготовки презентаций. Иметь элементарные навыки работы с проектором, включая пульт управления.
7. Риторика. Важно не только содержание, но и форма подачи информации. Относится не ко всем спикерам, но у подавляющего большинства выступавших присутствует неумение выбирать темп, интонацию, расставлять акценты, вести диалог и находиться в контакте с аудиторией. Отношу это к необычной обстановке и необычной публике, лишь отдаленно напоминающей суд. Хотя тут как посмотреть. Кто нам ближе: коллеги или суд?! Или все дело в том, что оценка выступления судом, как правило, весьма низкая, а коллег — как повезет, но оценка последних нам важнее?! Если же наши выступления и в суде выглядят так же блекло и невыразительно, то как мы собираемся увлекать за своей позицией, влиять, убеждать присяжных оправдать подсудимого?!
Подавляющее большинство из нас умеет ясно и по-русски, человеческим языком писать увлекательные статьи на Праворубе, составлять блестящие процессуальные документы. Должен констатировать, что письменные материалы и сложившиеся на основании них образы лично для меня оказались весьма далеки от образов выступавших на мероприятии ораторов.
8. Часть критики достанется и рядовым участникам конференции. Многие из нас, подобно нашим доверителям, совершенно не умеют ставить вопрос с тем, чтобы получить на него исчерпывающий, полезный для себя ответ, а часто и при постановке вопроса демонстрируют, что владеют темой весьма поверхностно. Для отвечающего же эта ситуация выглядит таким образом, что коль скоро вопрошающий не в состоянии построить вопрос таким образом, чтобы затратив минимум времени, дать на него полезный ответ, то и большого смысла вкладываться интеллектуально и эмоционально в ответ тоже нет. Если коротко, то отвечающему не интересно отвечать на неинтересный вопрос. Каков вопрос, таков и ответ.
В кулуарах мероприятия ряд участников, вроде бы с интересом слушая, казалось бы, неподдельно интересуясь, взяли у меня номер телефона. Каково же было мое разочарование, когда трое из них буквально на следующий день после окончания прислали мне почти одинаковые сообщения с просьбой прислать им «образцы жалоб, которые „стрельнули“ и решения по ним». Друзья! Мне не жалко, но почему вы решили, что ваши процессуальные ситуации хоть сколь-нибудь напоминают мои?! Мне есть чем и я готов делиться. С радостью. Неподдельный интерес мог бы вызвать телефонный звонок, общение в режиме диалога, но не «присылай все что есть, я сам выберу», поскольку уверен, что пользу это принесет вам едва ли, а непробиваемость суда пусть к значимым, но неумело приведенным аргументам лишь увеличит.
Критикуйте.