По данным регионального управления Росстата, граждане довольно активно обращаются в органы государственной власти, местного самоуправления и к их должностным лицам.

Подавляющее большинство составляют обращения о нарушениях прав граждан в сферах трудового, жилищного законодательства, ЖКХ, здравоохранения, образования, по пенсионным вопросам, на нарушения земельного законодательства, прав малого и среднего бизнеса.

На территории города функционирует свыше 70 органов власти и  местного самоуправления с более чем 6300 работниками (информация взята с сайта Управления Росстата по Республике Крым и городу Севастополю).

Соответствующие сферы общественной жизни закреплены за каждым государственным и муниципальным органом, служащие которых обязаны обеспечивать исполнение законов, подзаконных актов, соблюдение прав, свобод и интересов граждан.

Единственная цель, с которой гражданин обращается в государственный или муниципальной орган это просьба, а в некоторых случаях - мольба о помощи.

При этом заявитель сталкивается с множеством препятствий. На практике восстановить свое нарушенное право или защитить законный интерес удается не просто.

Госслужащие, пользуясь незнанием жителями нашего полуострова законодательства об обращениях граждан, бездушно подходят к рассмотрению их обращений, «отфутболивают» жалобы, избегают ответов на поставленные вопросы, нарушают сроки. Только в прошлом году прокуратурами Республики Крым и города Севастополя вскрыты свыше тысячи нарушений законодательства об обращениях граждан в деятельности органов власти и местного самоуправления (информация из официальных сайтов этих прокуратур, отчеты формы ОН за 12 месяцев 2019 года).

Как правило, получая от чиновника ответ не по сути обращения, или не получая этого ответа вовсе, гражданин теряет веру во власть оставаясь наедине со своей неразрешенной проблемой.

Как избежать нарушений со стороны государственных служащих, обязать их выполнить свою работу, мы разберемся с руководителем юридической компании «ЗАКОН» Джавлахом Сергеем Николаевичем.

Скажите, каким документом установлен порядок рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами обращений граждан?

Отношения, связанные с рассмотрением обращений (жалоб, заявлений, предложений) граждан, урегулированы Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Этим законом закреплено право граждан на обращение в любой государственный и муниципальный орган, установлены обязанности этих органов и их должностных лиц по рассмотрению обращений граждан.

Порядок рассмотрения обращений распространяется равно как на обращения граждан РФ, так и на обращения иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц.

Каким способом можно обратиться в орган власти? Установлены ли требования к такому обращению?

Законом предусмотрены 2 способа направления обращения — в письменном и электронном виде.

В письменном обращении мы обязательно указываем:

— наименование госоргана или органа местного самоуправления, которому адресуется обращение, либо ФИО госслужащего с указанием его должности;

— свои фамилию, имя, отчество;

— почтовый адрес, по которому ожидаем ответ;

— понятным языком и доходчиво описываем проблему;

— указываем вопросы, на которые желаем получить ответы;

— ставим личную подпись и дату.

В случае необходимости подтвердить наши доводы — прилагаем к обращению копии соответствующих документов.

В обращении, которое собираемся направить по электронной почте, мы обязательно указываем фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, на которую ждем ответ, излагаем суть проблемы, свои вопросы и ставим дату.

К такому обращению мы также вправе прикрепить необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращение, направленное в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу по электронной почте подлежит рассмотрению в таком же порядке, как и письменное обращение.

Не забываем, что мы направляем обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в нашем обращении вопросов.

К примеру, по вопросам нарушений земельного законодательства обращаемся в Севреестр, градостроительного — в Севгосстройнадзор, трудового — в  Государственную инспекцию труда, жилищно-коммунального — в Госжилнадзор, о здравоохранении — в территориальный орган Росздравнадзора по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю и т.д.

Обратите внимание на то, что в случае неуказания обязательных реквизитов (фамилия, адрес, подпись на письменном обращении), ответ на такое обращения не дается.

Что происходит после получения адресатом обращения?

Письменное обращение, также как и обращение поступившее по электронной почте подлежит регистрации в течение 3 дней с даты поступления.

По общему правилу, поступившее обращение подлежит обязательному рассмотрению.

Исключения составляют обращения с нецензурными и оскорбительными выражениями и обращения, текст которых не поддается прочтению. Эти письма остаются без ответа.

Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о его переадресации.

В случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, адресат делает копии нашего обращения и в течение 7 дней также переправляет их в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Не забываем, что чиновникам запрещено перенаправлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых мы обжалуем.

Имеет ли право заявитель участвовать в рассмотрении своего обращения?

При рассмотрении обращения заявитель имеет право:

— представлять дополнительные документы и пояснения;

— обращаться с просьбой об истребовании дополнительных документов у граждан, организаций, должностных лиц, органах власти и местного самоуправления;

— знакомиться с документами и материалами, собранными государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом в ходе рассмотрения обращения;

— получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения;

— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Какие обязанности возложены на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при рассмотрении обращения гражданина?

Закон обязывает органы власти, самоуправления и их должностных лиц:

обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

— запросить, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц;

принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в установленный законом срок.

Какой срок рассмотрения обращения?

По общему правилу обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, срок его рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем письменно уведомляется заявитель.

Какие нарушения чаще всего допускают госслужащие при рассмотрении наших обращений? Возможно ли привлечь к ответственности чиновника за нарушение порядка рассмотрения обращений?

К сожалению, должностные лица не всегда надлежащим образом рассматривают наши обращения, за что и предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 КОАП РФ.

Так, закон устанавливает, что обращение гражданина должно быть рассмотрено своевременно, объективно, всесторонне, а также приняты меры, направленные на восстановление или защиту прав и законных интересов гражданина.

Исходя из этих требований, выделяют основные нарушения, за совершение которых наступает административная ответственность чиновника:

— ненаправление заявителю письменного ответа на обращение;

— нарушение срока направления заявителю письменного ответа;

— неперенаправление обращения гражданина в другой орган, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов;

— нарушение семидневного срока перенаправления такого обращения;

— неуведомление гражданина о перенаправлении такого обращения;

— отсутствие в ответе информации о разрешении вопросов, поставленных в обращении, по существу;

  — направление ответа не на все вопросы заявителя, не по всем доводам обращения;

— не принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя;

— направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется заявителем.

Как быть, если мы сталкиваемся с одним из таких нарушений?

Надзор за исполнением закона о порядке рассмотрения обращений граждан осуществляют прокуроры.

Они инициируют перед судом вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.59 КОАП РФ.

Присутствовать заявителю ни у прокурора, ни в суде необязательно. Достаточно будет подать сигнал — направить заявление в прокуратуру о совершении органом власти, самоуправление или их должностным лицом одного из вышеперечисленных нарушений.

При этом необходимо действовать оперативно, так как срок, в течение которого можно привлечь чиновника к административной ответственности, составляет 3 месяца со дня совершения им нарушения.

Кроме того, если гражданину не дан ответ, либо дан не по всем вопросам, не по сути обращения и т.п., прокурор вносит в орган власти представление с требованием устранить нарушения и восстановить нарушенные права заявителя.

К примеру, согласно статистическому отчету по форме ОН, размещенной на официальном сайте прокуратуры Республики Крым, в 2019 году этим органом за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан к административной ответственности привлечены 98 должностных лиц органов власти и местного самоуправления на общую сумму штрафов 468 тыс. руб., в эти органы внесены 328 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 281 госслужащий привлечен к дисциплинарной ответственности.

Что бы Вы посоветовали нашим читателям?

Получив от чиновника «отписку», прежде всего, не нужно расстраиваться. Как правило, государственные служащие вникают в проблему заявителя и начинают «шевелиться» только после его повторного обращения.

Если возникнут какие-то вопросы по поводу несогласия с ответом чиновника, резиденты технопарка «Маяк» могут получить разъяснения у любого юриста, который посмотрит в закон и скажет прав госслужащий, который подписал ответ, или не прав. 

Да 2 2

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Пока нет комментариев

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как правильно составить обращение к чиновнику, чтобы добиться разрешения своего вопроса» 0 звезд из 5 на основе 2 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации