События, описанные в данной статье, произошли в городе Мурманске. И предположу, что каждый, кто прочтет статью, найдет в своем городе, ни один подобный случай! И на сайте pravorub.ru такого рода материалы появляются с периодичностью…
Обратились люди почтенного возраста за консультацией в некую организацию, рекламу которой нашли по объявлению напечатанному в бесплатной газете. Пришли в офис, человек находящийся в кабинете представился адвокатом. Договорились о том, что этот человек составит иск, подаст его в суд, и будет представлять их интересы в суде. Поэтому и сомнений в том, что обязательства могут быть не исполнены, у людей всю жизнь проживших в период советского строя не возникли.
Дело сделано, деньги переданы!
… адвокат отвечал на телефонные звонки, говорил, что все документы в суде, ждите повестки…
Часть 2
Выслушав почтенных людей, предложил им помощь.
Их ответ не удивил.
Негоже жаловаться на человека, может он еще исправиться, ответили они!
Так и ушли они от меня с информацией, что действия «адвоката» незаконны.
Часть 3
21.07.2016 в сети Интернет на странице …yandex.ru/yandsearch?&clid=2186620&…. была размещена контекстная реклама: «Профессиональные услуги адвокат – 8 лет практики!», «Услуги адвоката любой сложности в Мурманске! Звоните! «Жилищное право», «Семейное право», «Трудовое право», «Защита потребителей» Контактная информация, <…>, пн-сб 10:00-19:00, Мурманск» со ссылкой на сайт <…>.
Проанализировав содержание вышеуказанного сайта, учитывая пояснения почтенных людей, проверив реестр адвокатов, было установлено, что рекламодателем, собственником сайта, человеком представившимся адвокатом, являлся наш визави, и который не имеет статуса адвоката.
…
В нарушении Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» общество с ограниченной ответственность (далее – Общество), осуществляющее деятельность в области права, использовало при размещении своей рекламы слово «адвокат», не имея в своем штате адвокатов, не являясь адвокатским образованием.
Усмотрев нарушение рекламного законодательства, было подготовлено заявление и направленно для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области.
Часть 4
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе решила:
— признать рекламу «Профессиональные услуги адвоката …. ненадлежащей и недостоверной, нарушающей пункту 20 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ;
— выдать предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе и соблюдения указанных норм при распространении рекламы в СМИ;
— передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации…
Постановлением об административном правонарушении от 04 октября 2016 № 08-05-16/30, вынесенным УФАС по МО, Общество признано виновным в совершении нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Выдержки из решения
В силу закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации об услуге, условиях её приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы, недосказанность и сокрытие важной информации вводят в заблуждение потребителей и лишают их в итоге возможности принять правильное для себя решение.
Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.
Только полная информация, доведенная в рекламе, позволяет потребителю оценить его риски и принять правильное решение о необходимости получения рекламируемой услуги.
В рассматриваемом случае использование Обществом рекламных фраз «профессиональные услуги адвоката», «адвокатские услуги любой сложности» говорит о недобросовестности Общества по отношению к потребителям рекламы.
Поскольку адвокат — юрист, т.е. лицо, имеющее высшее юридическое образование, то иные лица, обладающие подобным образованием и юридической практикой, вправе претендовать на статус адвоката. Однако членами этого профессионального сообщества они вправе стать только после признания их адвокатами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Поскольку к иным субъектам, оказывающим юридическую помощь на рынке услуг, такой комплекс требований не применяется, это оставляет без каких либо гарантий качество оказываемой ими помощи.
Проблема оказания квалифицированной юридической помощи актуализирована статьёй 48 Конституции Российской Федерации, установившей, с одной стороны, право каждого на получение в случае необходимости такой помощи, а с другой стороны обязанность государства гарантировать как оказание юридической помощи, так и её квалифицированность.
Данная норма направлена на защиту адвокатского сообщества от различного рода лжеадвокатов и иных мошенников, наживающихся на бедах и проблемах, с которыми сталкиваются граждане. Как правило, потребность в адвокатской помощи возникает неожиданно, требует срочного реагирования, а лицо, обращающееся за помощью, или его представитель находятся в сложном душевном или эмоциональном состоянии и готовы обратиться к любому лицу, представившемуся адвокатом, не проверив его юридический статус, т.е. его право представлять в суде интересы пострадавшего лица. Причем в ряде случаев эти подробности выясняются, только на судебном заседании. Не случайно гражданин обратился в Мурманское УФАС России с заявлением о том, что реклама недобросовестная и вводит в заблуждение.
В адвокатский статус законодатель вкладывает некоторую гарантию квалифицированности юридической помощи, именно поэтому использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном комментируемым Законом, организациями (ст. 5 комментируемого Закона).
Использование указанных выше слов в рекламе иными лицами, не получившими в установленном порядке статуса адвоката, свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства.
Часть 5
Общество, не согласившись с решением УФАС по МО, обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к УФАС по МО об отмене постановления Управления о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13.12.2016 Арбитражный суд Мурманской области, рассмотрев дело № А42-7136/2016 по заявлению Общества решил: Обществу в удовлетворении заявления об оспаривании постановления УФАС по МО о привлечении общества с ограниченной ответственностью отказать.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, также не обошла стороной новость о нарушении закона о рекламе, разместив на сайте информацию о настоящем деле под названием — Псевдоадвокаты не оправдались…
Совет для читателей: при первом знакомстве с адвокатом, попросите адвоката предъявить удостоверение, или сообщить сведения о регистрационном номере в реестре адвокатов. Адвоката никогда не оскорбит Ваша просьба, и он без проблем предъявит удостоверение, или сообщит регистрационный номер. А получив сведения об адвокате, Вы всегда можете найти информацию о нем на сайтах информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации, Праворуба, или на сайте адвокатской палаты вашего региона. В ином случае, Ваш адвокат – не адвокат!