
Эпиграф:
— Папа, а чем занимается юрист?
— Мммм… Создаёт и продаёт полезные модели.
— Какие модели? Как математические модели?
— Нет. Ты мне говорил, что математические модели примерные, всегда упрощают ситуацию и отбрасывают часть данных, а юрист должен быть точным.
— А разве можно создать абсолютно точную модель?
— Пожалуй нет. Знаешь, это модель поведения. Вот мы идём по тротуару и можем идти как угодно, но в пределах тротуара, мы не можем пойти влево на проезжую дорогу, и не можем пойти вправо, перепрыгнув через забор. Понятно?
— Нет. (Разговор с 15-ти летним сыном в 2004-ом году)
Тема, которой будет посвящено моё выступление, на самом деле обширная и многоплановая. По этой причине часть данных придётся дать в виде раздаточного материала, а часть — придётся просто отбросить.
Мы сконцентрируемся на четырых моментах:
- Ошибки, которые допускают при заключении подобных договоров.
- Полезность юридического сопровождения организации.
- Некоторые техники, которые применяются при этом, в целях рационализации работы юриста.
- Сущность договора юридического обслуживания.
Ошибки.
На сегодня ошибки при заключении подобных договоров достаточно хорошо описаны судебной практикой, вплоть до привлечения адвокатов к уголовной ответственности или признания сделки недействительной, последнее, чаще всего, происходит по делам о банкротстве клиента, который получал юридическое сопровождение.
Самое страшное в таких ошибках — это перспектива получить 3-8 лет лишения свободы по обвинению в мошенничестве. Но и перспектива вернуть несколько миллионов рублей тоже не радует.
Мной будут приведены примеры из судебной практики. К сожалению, тут обширный материал, потому слушателям придётся ещё почитать судебную практику, ссылки на которую я дам.
Полезность.
Это словечко, «полезность», взято из экономической теории. Смысл в том, что бесполезный товар никому не нужен. Мы же рассмотрим ту нужду, которая заставляет потенциальных клиентов искать юриста для юридического обслуживания организации.
Однако, дело в том, что потенциальный клиент не осознаёт в полной мере своей потребности, он не имеет полного представления о том, на что способен юрист, и сама организация представляет собой сложную постоянно изменяющуюся систему, так, что даже управленцы не в полной мере знают всё, что происходит в ней.
Многие внешние консультанты бизнеса и хозяйственной деятельности отмечают эту проблему: невозможно до конца понять, что нужно клиенту, он выдвигает всё новые задания, меняет их, не способен чётко сформулировать задачу на языке того специалиста, которого он привлёк.
Для преодоления этой проблемы сторонние бизнес-консультанты применяют так называемый «встречный процесс» — консультанты берут часть управления на себя и сами себе ставят задачи. В ответ на этот «встречный процесс» клиенты говорят, что не понимают, что эти консультанты делают.
Мы рассмотрим некоторые основные способы, позволяющие понять суть работы обслуживаемой организации, что позволит выявить проблемы, которые должен решать юрист.
Техники.
Помимо понимания нужды клиента мы также рассмотрим какие работы охватывает юридическое обслуживание (укрупнённо). Рассмотрим отдельные приёмы, которые облегчают эту работу (так как приходится работать с большими массивами документов и данных).
Сущность.
В итоге можно будет определить в чём действительная, реальная сущность договора юридического обслуживания. Это позволит уяснить как формулировать такой договор, и позволит отбросить некоторые распространённые заблуждения, например, заблуждением является заключение абонентского договора, так как подобная договорная модель скорее вредна, чем полезна (это не единственное заблуждение, мы рассмотрим разные).
Если позволит время, будут даны основные рекомендации (впрочем) они во многом будут ясны из повествования. Работа предстоит напряжённая, тема сложная, потому мы не будем рассматривать все методы анализа организации клиента, вопросы взаимодействия с ним, особенности отчётности и тонкости политеса.
Буду рад заинтересованным слушателям! Жду встречи на конференции.