Стандарты профессиональной подготовки адвокатов разрабатывала рабочая групп, сформированная ФПА в следующем составе: исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков, вице-президенты ФПА РФ Светлана Володина и Геннадий Шаров, член Совета ФПА РФ, президент АП Красноярского края Ирина Кривоколеско, президент АП Ставропольского края Ольга Руденко.
Ознакомившись с предлагаемыми к обсуждению стандартами повышения квалификации адвокатов, хотел высказаться сначала в комментарии к публикации Морохина Ивана Николаевича. Однако, в процессе работы получилась отдельная статья. Пришлось рассмотреть проблематику в целом, привести нормы права, правоприменние, судебные акты. Прошу извинить за громоздкость, но иначе не вышло. Однако, полагаю, что такое рассмотрение снимет многие вопросы, в том числе и спорные.
Необходимость учёта конституционных норм и их истолкования
Любой юрист прежде всего применит конституционные нормы. Напомню их.
Статья 43 Конституции Российской Федерации
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 34 Конституции Российской Федерации
- Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
- Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 37 Конституции Российской Федерации
- Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
- Принудительный труд запрещен.
- Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
- Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
- Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 48 Конституции Российской Федерации
- Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
- Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Из вышеприведённых конституционных норм видно, что получение образования и реализация права на труд или иную деятельность в соответствии с полученным образованием является свободным. Ограничения тут не налагаются.
Толкование конституционных норм в актах Конституционного Суда РФ
Однако, при этом гарантия оказания квалифицированной юридической помощи подразумевает, что лицо, оказывающее такую помощь, обязано иметь определённую квалификацию. Налицо противоречие, которое может быть разрешено только через определение баланса между свободой деятельности и необходимостью иметь квалификацию в целях осуществления такой деятельности.
Данное противоречие рассматривалось Конституционным Судом Российской Федерации, и были определены обязательные позиции, на основе которых разрешается противоречие.
В п.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан» установило следующие позиции:
Гарантируемые Конституцией Российской Федерации поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита различных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статьи 8 и 34; статья 37, часть 1) создают правовую основу для осуществления юридическими лицами и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями деятельности по оказанию юридических услуг.
К их числу относятся организации и частнопрактикующие юристы, предмет деятельности которых — осуществляемое на основании соответствующих гражданско-правовых договоров оказание юридической помощи другим организациям и гражданам, в том числе путем судебного представительства. Однако часть 5 ст. 59 АПК РФ — в системной связи с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» — лишает их возможности выполнять взятые на себя по договору обязательства по представительству интересов клиента в арбитражном суде в случаях, когда клиентом является не гражданин, а организация. Это означает, что в данном случае законодатель избрал критерием для ограничения допуска к участию в качестве представителей в арбитражном процессе не квалификационные требования, связанные с качеством юридической помощи и необходимостью защиты соответствующих публичных интересов, а лишь организационно-правовую форму, в которой выступает участник судопроизводства, нуждающийся в юридической помощи.
Между тем сама по себе организационно-правовая форма участника судопроизводства (физическое либо юридическое лицо, гражданин либо организация) не предопределяет различия в условиях и характере оказываемой ему юридической помощи при представительстве в арбитражном процессе и не свидетельствует о существовании таких различий. Следовательно, вводящая названный критерий часть 5 ст. 59 АПК РФ при том, что индивидуальные предприниматели и иные граждане в арбитражном процессе (а в гражданском процессе — и организации) не ограничены в выборе представителя, не отвечает принципам соразмерности и справедливости, которые должны соблюдаться при ограничении в конституционно значимых целях свободы договоров, свободного использования своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Тем самым нарушается и конституционный принцип юридического равенства, поскольку адвокаты и их объединения произвольно ставятся в привилегированное положение по отношению к частнопрактикующим юристам и организациям, предметом деятельности которых является оказание юридической помощи, включая представительство в суде.
В настоящее время законодатель установил определённые критерии квалификации для представителей.
Так, в ч.1 ст.55 Кодекса административного судопроизводства установлено, что представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
В скором времени вступят в силу изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, вносимые Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу этих изменений ст. 59 АПК РФ будет содержать следующую норму: Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Аналогичным образом будет изменена и ч.2 ст. 49 ГПК РФ.
Правда в АПК исключение делается для патентных поверенных по делам, касающимся интеллектуальной собственности, а также для арбитражных управляющих. В ГПК исключение сделано для уровня мировых судей и районных судов.
Следует также сказать, что обеспечение квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе адвокатами в качестве защитников рассматривалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова». В указанном постановлении были сформированы следующие позиции:
Гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования дела любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь.
Критерии квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, исходя из необходимости обеспечения принципа состязательности и равноправия сторон, закрепленного в статье 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливает законодатель путем определения соответствующих условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников. (п.3 Постановления КС РФ)
В настоящее время организационно — правовой формой деятельности адвокатов являются коллегии адвокатов, создаваемые на основании Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 года, и в установленном им же порядке. В названном Положении формулируются и определенные профессиональные требования к адвокатам, призванные обеспечивать квалифицированный характер оказываемой ими юридической помощи с учетом высокой значимости для личности и общества в целом принимаемых в уголовном судопроизводстве решений.
Таким образом, положение части четвертой статьи 47 УПК РСФСР, предусматривающее допуск в качестве защитника по уголовному делу адвоката по предъявлении им ордера юридической консультации, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации не содержит указания на критерии, соблюдение которых свидетельствует о должном уровне квалификации лиц, оказывающих гражданам юридическую помощь.
Определение таких критериев для лиц, допускаемых к оказанию юридической помощи по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых и обвиняемых, относится к компетенции законодателя. Только законодатель вправе при условии обеспечения каждому обвиняемому (подозреваемому) права на получение квалифицированной юридической помощи и в интересах правосудия в целом предусмотреть возможность допуска в качестве защитников иных, помимо адвокатов, избранных самим обвиняемым лиц, в том числе имеющих лицензию на оказание платных юридических услуг. (п.4 Постановления КС РФ).
В Определении Конституционного Суда РФ от 20.06.2006 № 242-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чумакова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» было подчёркнуто:
Сама Конституция Российской Федерации не содержит указаний на критерии, соблюдение которых свидетельствует о должном уровне квалификации лиц, оказывающих гражданам юридическую помощь. Определение таких критериев для лиц, допускаемых к оказанию юридической помощи по уголовным делам в качестве защитника подозреваемых и обвиняемых, относится к компетенции законодателя.
При этом положения Конституции Российской Федерации, в том числе гарантирующие каждому право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию, в том числе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью, не исключают того, что законодателем могут устанавливаться особые условия, при которых допускаются занятия той или иной деятельностью, в особенности если эта деятельность сопряжена с обеспечением (в том числе в сфере уголовного судопроизводства) конституционных прав и свобод других граждан. Установление таких условий применительно к осуществляемой в рамках уголовного судопроизводства деятельности по защите прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых обусловливается особым правовым статусом этих участников уголовного судопроизводства, а также значимостью тех последствий, которые могут для них наступить как в ходе производства по уголовному делу, так и по его завершении. Эти условия могут касаться как порядка вступления в уголовное дело тех или иных лиц, призванных осуществлять функцию защиты, так и квалификационной характеристики таких лиц. Недопущение определенного лица к участию в деле в качестве защитника ввиду несоответствия его установленным требованиям не может рассматриваться как нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав.
Таким образом, квалификационные требования в общем определены законодателем.
Для гражданского процесса для представителя достаточно высшего юридического образования. Для арбитражного процесса в любом случае достаточно высшего юридического образования. Для административного процесса также достаточно высшего юридического образования.
Специальная компетенция адвоката требуется для участия в качестве защитника по уголовным делам. Однако, Конституционный Суд РФ установил, что критерии квалификации лиц, допускаемых в качестве защитников по уголовным делам, определяются законодателем. В настоящее время такие критерии установлены только указанием на статус адвоката. При этом в Постановлении от 16 июля 2004 г. № 15-П Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что этот критерий недостаточный, так как указывает лишь на «организационно-правовую форму», когда требуется указать квалификационные требования.
Указанные толкования Конституции РФ предопределяют, что квалификационные требования должны быть установлены на законодательном уровне в целях допуска к оказанию юридической помощи. При отсутствии такого законодательства невозможно ограничивать допуск к определённым занятиям. Пока что квалификационные требования установлены указанием на высшее юридическое образование и иные, не установленные законодательно, квалификационные требования будут фактически недопустимым запретом на профессию.
Соответственно, невозможно применять к адвокатам какие-либо формы запрета на занятия адвокатской деятельностью в связи с тем, что помимо высшего юридического образования они не получили иной, дополнительной, подготовки. Да это было бы и политически неграмотным, особенно ввиду проектируемой реформы в области юридической профессии, так как вызвало бы недопустимый отток из рядов адвокатуры.
Однако, это не исключает применения к адвокатам иных, не связанных с лишением права на занятие деятельностью, мер дисциплинарной ответственности. Кроме того, постоянное повышение квалификации является, несомненно, одним из достоинств профессионала, которым профессионал может и должен гордится.
В силу изложенного одной из действенных санкций было бы, например, опубликование списков адвокатов, ранжированных по их квалификационной подготовке.
Требования к обучению в законодательстве об адвокатуре
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ устанавливает в общем обязательные требования к профессиональному совершенствованию и развитию:
— п.3 ч.1 ст.4: Адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации.
— ч.2 ст.4: За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную настоящим Федеральным законом.
— п.8 ч.3 ст.31: Совет адвокатской палаты содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов по направлениям, определяемым советом Федеральной палаты адвокатов, организует профессиональное обучение по этим программам в соответствии с порядком и единой методикой, утвержденными советом Федеральной палаты адвокатов.
— п.5 ч.3 ст.37: Совет Федеральной палаты адвокатов содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает и утверждает порядок и единую методику профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов.
Из приведённого законодательства об адвокатуре можно сделать определённые выводы:
1. Требуется обязательно определить соотношение самоподготовки и повышения профессионального уровня в установленном порядке
Совершенствование знаний самостоятельно и повышение профессионального уровня (в порядке, установленном ФПА и АП регионов) являются синонимами, как это видно из нормы п.3 ч.1 ст.4 Закона № 63-ФЗ. Если же это не синонимы, то необходимо устанавливать два порядка: один для самосовершенствования, а другой для подготовки. Соответственно, тогда эти два порядка должны быть чётко разграничены, чтоб адвокат знал, в каком случае он самосовершенствованием не может закрыть необходимую обязательную подготовку и её придётся пройти. Если же это синонимы, то необходимо определить, как самоподготовка влияет на обязательное повышение профессионального уровня, и какая самоподготовка может быть зачтена полностью или в части в повышение профессионального уровня.
Законодательство об адвокатуре не позволяет провести разграничение в вопросах «самоподготовки» иного «повышения профессионального уровня».
2. Термин «повышение профессионального уровня» (в установленном порядке) шире, чем термин «профессиональное обучение» и термины «порядок обучения», «единая методика обучения»
Имеется несоответствие в терминах:
— «повышать свой профессиональный уровень» (из п.3 ч.1 ст.4, п.8 ч.3 ст.31 и п.5 ч.3 ст.37 Закона №63-ФЗ);
— «программа профессионального обучения» (п.8 ч.3 ст.31 Закона №63-ФЗ);
— «порядок и единая методика профессионального обучения» (п.5 ч.3 ст.37 Закона №63-ФЗ).
Исходя из того, что нормы об организационной роли адвокатских палат предписывают содействовать «повышению профессионального уровня» в общем, а «профессиональное обучение» рассматривают как частность – необходимо определить общее и только потом частное. Таким образом, «повышение профессионального уровня» может быть в самых разных формах. Поскольку эти формы различны, то очевидно, что одни из них могут полностью или частично исключать необходимость «профессионального обучения», однако, очевидно, что есть и такие формы «повышения профессионального уровня», которые не исключают «профессионального обучения».
Соответственно, должен быть критерий, позволяющий определить требуется «профессиональное обучение» или нет. Законодательство об адвокатуре не позволяет определить такой критерий и не позволяет назвать иные формы «повышения профессионального уровня», поскольку называет только одну из возможных форм - «профессиональное обучение», при этом остаётся общая обязанность совета палаты содействовать «повышению профессионального уровня адвоката» во всех возможных формах.
3. Компетенция региональной палаты адвокатов, «содействие повышению квалификации», «направления» и «программы профессионального обучения».
В силу п.8 ч.3 ст.31 Закона № 63-ФЗ Совет адвокатской палаты содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов…
В силу этого видно, что профессиональное обучение рассматривается как одна из форм «содействия повышению профессионального уровня». В силу этого необходимо определить прежде всего все формы «содействия», и только на основе этого можно определить место «профессионального обучения», которое, кстати, тоже подпадает под понятие «содействия».
Толковый словарь Ожегова (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992) определяет «содействие» — как деятельное участие в чьих-н. делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-н. деятельности.
Толковый словарь Ушакова (Д.Н. Ушаков. 1935-1940) определяет «содействие» — как помощь, поддержка в каком-нибудь деле, в какой-нибудь деятельности.
Толковый словарь Ефремовой (Т. Ф. Ефремова. 2000) выделяет два смысла слова «содействие»: 1. устаревший — Совместное действие; соучастие; 2. переносный — Помощь, поддержка в чем-либо.
Таким образом, региональная палата адвокатов несёт обязанность помогать адвокату в самосовершенствовании. Очевидно, что тут остаётся вопрос об актуальности и необходимости такой помощи. То есть, тот же вопрос о критериях квалификационной подготовки (как видно, данный вопрос возникает постоянно).
Утверждение «программы профессиональной подготовки» требует уже методики, поскольку просто написать некую «программу» недостаточно, при этом понятие о «программе обучения», «программе дополнительного обучения» и «программе повышения квалификации» дано в законодательстве об образовании.
«Программа обучения» она же «образовательная программа» в любом случае предполагает необходимый объём знаний, учебный план, календарный график, рабочие программы отдельных курсов, дисциплин, модулей и иных компонентов, плюс оценочный материалы и методики.
«Программа повышения квалификации» отличается от всех остальных программ тем, что никакой новой компетенции не приобретается, а осуществляется последовательное совершенствование в рамках уже существующего образовательного уровня, компетенции.
Таким образом, следует кардинально разграничить методики обучения для стажёров и молодых адвокатов и методики для уже состоявшихся адвокатов, так как в первом случае приобретается новая компетенция, а во втором (для состоявшихся адвокатов) речь идёт только о «последовательном совершенствовании».
Следует заметить, что повышение квалификации может быть связано с приобретением дополнительных компетенций, но на характер базового профессионального уровня это не влияет (например, врач ларинголог может освоить применение ЯМИК синус-катетера и исключить таким образом из своей практики прокол костей черепа при менингите, либо лётчик малой авиации может освоить пилотирование большого лайнера).
«Последовательное совершенствование» очевидно приобретение новой компетенции не предполагает, но основывается на существующей компетенции и совершенствует её, расширяет и углубляет существующие знания, умения, навыки (например, специалист в области компьютерного программирования может освоить метод объектно-ориентированного программирования, расширить представления об идеологии баз данных, дополнительные параметры и константы и т.п.).
Как видно, в любом случае необходимо иметь представление об уже существующем уровне подготовки и отталкиваться от него в целях совершенствования, формирования соответствующих программ профессионального обучения. Беспредметного обучения и подготовки «наобум» быть не может. Именно по этой причине Закон требует определить прежде всего «направления» профессионального обучения.
Вопрос контроля уровня подготовки и методики обучения, опять же, не раскрыт в законодательстве об адвокатуре, соответственно, понять «направления» и «программы» обучения, а до того определить вообще общий порядок «содействия» невозможно. Может быть вполне, что кому-то «содействие» и не требуется, наверняка есть такие, кто может и преподавателей научить.
4. Компетенция ФПА, «порядок» и «единая методика»
Программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов, как это следует из п.8 ч.3 ст.31 и п.5 ч.3 ст.37 Закона № 63-ФЗ не берутся из воздуха, а должны соответствовать утверждаемым Советом Федеральной палаты адвокатов порядку и единой методике профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов.
Порядок обучения очевидно предполагает упорядоченность, системность, структуру, то есть, способы, методы и пути обучения.
В свете того, что приоритетным является «содействие повышению профессионального уровня», очевидно, что порядок должен отразить этот приоритет, и прежде всего должен описать все возможности профессионального самосовершенствования, совершенствования иными путями, а вопросы профессионального обучения рассмотреть в том числе.
Опять же, тут важен вопрос определения уровня профессиональной компетенции, так как наверняка есть адвокаты, которым в каких-то вопросах, а может быть и полностью не требуется повышать квалификацию.
Соответственно, направления повышения квалификации региональные палаты адвокатов в полной мере сами не формируют, что-то они берут из «порядка», а что-то определяют с учётом местной специфики. Что? Какие вопросы? В чём нужно дообучить или углубить? – Это и должен определить Совет ФПА прежде всего. Также ясно, что этот порядок прежде всего должен определить тех, кому требуется обучения, то есть, должен определить порядок контроля уровня подготовки.
В законодательстве об адвокатуре нет определения понятия «единая методика профессионального обучения». Тут также придётся обратиться к законодательству об образовании и даже шире – к педагогическим знаниям, так как есть разница в понятиях «метод» и «методика» преподавания, обучения.
Методика – это общее понятие, оно описывает общие приёмы (например, методика алгоритмизации).
Метод – это частное понятие по отношению к методике, описывает способ достижения конкретной цели (например, метод построения циклов в алгоритме).
Есть ещё понятие «методология», которое связано уже с философским уровнем обобщения. Для обучения, преподавания, это, прежде всего, гносеология – наука о познании.
Таким образом, конкретные образовательные программы, формируемые региональными палатами адвокатов – это метод, а то, как должны формироваться эти программы – это методика. Очевидно, что методика должна определять и методы. Не вдаваясь в подробности замечу только, что классно-урочный метод Яна Амоса Каменского уже давно понимается как устаревший, потому измерение знаний в «академических часах» означает, что мы вернулись к «инновациям» времён 16-18 веков. Сейчас даже в ВУЗ-ах используются активно новые методы, шипчандлерские, игровые, дистанционные и т.п. Сам видел применение драмогерменевтики – аудиторию, оборудованную полностью как зал суда, где разыгрываются и разбираются «драмы» судебного процесса.
В плане же методик сейчас творятся совершенно фантастические вещи: обучают слепоглухонемых детей, причём они становятся докторами наук, даже обезьян обучают разговаривать. В свете этого применение для обучения классно-урочного метода, академических часов, представляется каменным веком.
На каких основах должна строиться «единая методика профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов» законодательство об адвокатуре не говорит, тут также следует обратиться к законодательству об образовании и даже шире – к педагогической методологии.
Без образования и педагогики невозможно
Думаю, что ненужно объяснять, что, в любом случае, профессиональная подготовка будет регулироваться законодательством об образовании. Именно в этом законодательстве даны гарантии реализации конституционного права на образование.
Помимо того, что Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает принципы свободной реализации права на образование, он определяет ряд важных понятий (в ст.2 данного Закона); даёт представление о формах, средствах и методах обучения (ст.17); определяет для человека свободу выбора тех же форм и методов обучения (ст.3), устанавливает понятие профессионального дополнительного образования и повышения квалификации, а также порядок обучения при этом (ст.ст.73-76).
Прилагаю выписку из Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», чтоб не загромождать текст.
Проблемы с неясностью порядка обучения, возникающие из законодательства об адвокатуре разрешаются полностью на основе законодательства об образовании:
— требуется обеспечить свободу получения знаний, умений, навыков;
— контроль уровня подготовки осуществляется в формах: или проверки знаний, или контроля умений, или удостоверения фактических навыков (тесты, экзамены, контрольные работы, проверочные действия, наблюдение за исполнением, учёт фактического опыта);
— формы и методы обучения могут быть разными и должны учитывать практическую специфику, такую, как разъездной характер работ, занятость в судебных заседаниях, самообучение в процессе подготовки по делам, самообучение на основе программ подготовки или на основе изучения конкретных направлений юридических знаний, издание статей, участие в образовательных мероприятиях «на стороне», специализации и т.п.;
— образовательная программа должна учесть существующий уровень подготовки, который в общем описывается профессиональным стандартом (для понимания того, что такое «профессиональный стандарт» прилагаю стандарт для врача – судебно-медицинского эксперта, утверждённый приказом Минтруда РФ от 14.03.2018 №144н, и стандарт специалиста по конкурентному праву, утверждённый приказом Минтруда РФ от 19.10.2018 №625н);
— только на основе профессионального стандарта адвоката можно определить направления совершенствования, составить методики обучения стажёров и помощников адвоката, программу повышения квалификации для адвокатов;
— только на основе методики обучения можно составить программу обучения.
(Прилагаются примеры методики и программы дополнительного образования с Федерального портала государственных образовательных стандартов)
Предлагаемые стандарты «совершенствования знаний и повышения квалификации адвокатов» и «профессиональной подготовки и повышения квалификации адвокатов» не соответствуют требованиям законодательства
Как видно из вышеизложенного необходимо определить:
— Профессиональный стандарт адвоката (отдельно — помощника адвоката) определяющий базовый уровень квалификации;
— Методы определения и признания уровня квалификации, в том числе возможность независимого подтверждения квалификации;
— Формы помощи со стороны палат адвокатов в повышении профессионального уровня, предполагающие прежде всего свободу и самостоятельность в получении знаний;
— Порядок профессионального обучения, учитывающий специфику адвокатской деятельности, предлагающий разные формы и методы подготовки, включая самоподготовку, а также определяющий основные направления совершенствования по сравнению с базовым уровнем, описанным профессиональным стандартом адвоката;
— Единую методику профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов, которая должна стать базой для определения направлений профобучения и программ обучения уже на уровне региональных палат адвокатов;
Указанное позволит устранить многие странности.
Например, предлагается, чтоб лекторами были преподаватели, те же кандидаты наук, доктора наук, но для них также требуется повышение квалификации, в результате возникает недопустимая ситуация, когда доктор наук «сниженной квалификации» «повышает квалификацию» другому доктору наук. Тут вообще непонятно как преодолеть то, что методику определяют и применяют те, кто не прошёл повышения квалификации и соответствующего обучения. Противоречие можно устранить только на базе законодательства об образовании.
Недопустима угроза лишения права на профессию, так как это не соответствует вышеизложенным конституционным нормам и их толкованиям со стороны Конституционного Суда РФ. Да и как быть если адвокат осуществляет защиту по уголовному делу, а его тут же лишают квалификации? Или, если адвокат, например, был в длительном отъезде, либо болен или, например, глухой от рождения?
Необходимо ранжирование подготовки в зависимости от специализации.
Нужно учесть возможность специального обучения для адвокатов с ограниченными возможностями (страдающих дефектами зрения, слуха и т.п.), тем более, что есть Конвенция о правах инвалидов и соответствующий Федеральный закон. Аналогично нужно учесть затруднительные жизненные ситуации, в которые может попасть адвокат.
Нужно базироваться именно на оказании помощи, а не на обязаловке, исключительные меры допустимы только в исключительных случаях.
И позволю себе выразить несогласие с Иваном Николаевичем Морохиным в том, что «Адвокатская газета» не может быть способом самоподготовки. Полагаю, из изложенного видно, что может быть. Вопрос только в том, как определить результат такой подготовки, очевидно, что в «академических часах» это не может определяться. Можно вполне подписаться на издание, но не читать его.
Так, в советские времена почти все выписывали газету «Правда», но кто её читал? Но, соглашусь с мнением И.Н.Морохина, что тогда надо учитывать и все адвокатские средства массовой информации, а также специальную литературу. Опять же, вопрос в том, как признавать уровень подготовки в этом случае?
Аналогично, если назвали LF Академию, то нужно назвать и все другие образовательные возможности, порталы, организации. Либо определить критерии их допустимости.
И уж совсем, полагаю, недопустимо определять уровень подготовки и квалификации в «академических часах», так можно любого представителя животного мира признать квалифицированным защитником прав, особенно, если на его адрес в зоопарке приходит «Адвокатская газета». Уровень подготовки зависит от эффективности усвоения материала, а не от просиживания на мероприятиях.
В заключение
В период получения высшего образования мне повезло участвовать в эксперименте, сначала меня, а потом при моей помощи и некоторых других обучающихся, перевели на самостоятельный график обучения. Мы могли не посещать лекции, семинары, практические и иные занятия, при условии успешной сдачи зачётов и экзаменов, контрольных работ. Предложили мне это потому, что заметили за мной тягу к учению, которое проявлялось в том, что я приходил на кафедру и заранее брал программу и учебный план.
По соответствующим вопросам, данным о том, что должен знать, набирал в библиотеке литературу, список которой был в программе, и штудировал. Оказалось, что у меня это занимает меньше времени, чем просиживание на лекциях и семинарах. Правда, занятия всё равно посещал, хотя и не все. Одновременно это было примером для других, вызывало в них рвение к обучению. У нас даже возникли самодеятельные кружки, на которых мы делились знаниями и натаскивали друг друга.
Когда всё же набрался храбрости и спросил у преподавателей, почему был проведён этот эксперимент? — Они ответили просто: «Потому, что Вы студенты, а не идиоты».
Хотелось бы, чтоб ответственные за профессиональную подготовку адвокатов обладали бы таким же педагогическим подходом и пониманием, как и мои преподаватели.
Мы адвокаты, а не идиоты.
По указанным причинам полагаю, что предлагаемые стандарты не могут быть приняты. Законодательство выдвигает иные требования и даже состав документов, их смысл, должны быть иными. Вообще правильнее всего, чтоб соответствующий стандарт учитывал текущую ситуацию предполагаемой реформы в адвокатуре, поскольку явно будет приход в адвокатуру юристов, и нужно, чтоб квалификация в этой ситуации, понималась всеми именно как благо, а не как ненужное тягло.