Периодически вспоминаю какие-то мелкие эпизоды из того безбашенного времени. Собственно, все, что происходило в месяцы перед защитой, иначе как «веселым дурдомом» я назвать не могу.


Предшествовали этому 4 года заочной аспирантуры, из которой я постоянно была на грани вылета.Причина проста: я не понимала, зачем мне нужна кандидатская степень. Поступила совершенно от нечего делать, научной карьеры себе никогда не желала. Имела неплохую работу, которая удовлетворяла все мои амбиции, а в год подготовки к защите мечтала только об одном: получить разряд в конном спорте… Ученую степень оказалось получить легче :-)

Может, оно оказалось в результате и к лучшему, потому что я не зацикливалась на процессе, а жила совершенно нормальной жизнью. И действительно, если у тебя есть цель, то шансы ее достичь тем выше, чем легче ты относишься к процессу ее достижения. И мне всегда искренне жаль аспирантов- очников, которым защититься нужно категорически и всерьез, иначе у них на кону карьера.Я не рисковала ничем, кроме потерянных денег и времени. И потому мне было легко.

Итак, 4 года кафедра и научный требовали «результатов», а я сдавала все в последний момент и как-то балансировала, не будучи отчисленной. И сейчас, когда ко мне подходят студенты с просьбой помочь определиться с темой диплома, я, вспоминая свой диссер, даю только один совет: надо писать о том, что нравится.
Мне мой диссер не нравился категорически и до тошноты, пока я не изменила тему. В результате он получился аж по двум «крайним» специальностям сразу, что создало массу сложностей и мне, и моему научному, но зато это оказалось, как минимум, не банально.

Защищаться предстояло в Казанском университете. Наезды туда я начала осенью 2005го. Схема действий была примерно такая: научный договорился с председателем диссертационного совета о том, что «приедет девочка с диссертацией», остальное я должна была решать сама.

Собственно, именно это больше всего и напрягало. Каждый раз я приезжала в Казань по договоренности, писаной «вилами на воде», к людям, которые мне ничего не должны. Поэтому я совершенно не представляла, куда бежать и что делать, если люди, к которым я приеду, просто откажутся со мной разговаривать, или их не окажется в нужное время в нужном месте. Гораздо проще жить, имея на руках подписанный договор: права- обязанности, сроки, цена, ответственные исполнители. Заплатил, но зато знаешь, что и от кого можешь требовать. Я не знала ничего.

Итак, в середине октября 2005го была предпринята первая попытка штурма КГУ. Из аспирантов моего научного я была там не первая, и потому за поддержкой и сочувствием периодически обращалась к милой девушке Полине, защитившейся годом раньше. Так вот, она не называла тамошний отдел аспирантуры иначе как «гюрзатник». Не скажу, что сотрудницы были шипучи, но иногда действительно приходилось занимать боевую стойку, чтобы хоть чего-то от них добиться.

Вечером  16 октября 2005 меня ждал фирменный поезд Москва- Казань, и путешествие в нем тоже оставило незабываемые впечатления. Белье с национальным орнаментом. Татарские песни по радио. Непонятная мне речь. Дядечки, расстилающие в 9 вечера коврики в проходах, и яростно отвешивающие поклоны по ходу движения поезда.
Культурный шок продолжился по приезду. Казань была великолепна, потому что только что отпраздновала тысячелетие. Невероятно странное ощущение «заграницы»: кругом надписи не только на русском, но и на татарском. И самое забавное- когда у человека, с которым ты только что разговаривала на «великом и могучем», звонит мобильный, и он отвечает на звонок на татарском. И ты нифига не понимаешь. И разве что не роняешь челюсть от удивления. Впрочем, к этому вполне можно привыкнуть.

В октябре были получены ЦУ от председателя диссовета и достигнута «шапочная» договоренность о том, что через 2 месяца я приеду сдавать кандидатские экзамены по специальности. А специальностей у меня было 2. Это означало 5 предметов из приложения к моему диплому. Одну из специальностей потом все-таки зачли как сданную  в Архангельске. Но реально я ее сдавала и в Казани. У меня было 2 месяца на подготовку, и потом еще 2 дня в Казани, чтобы все сдать. При том, что от работы меня никто не освобождал, и я имела свободными только вечера и выходные. И мечты о разряде по конкуру, ага. По- моему было весьма мудро не бросать коней, хотя я теряла с ними больше, чем половину одного из таких драгоценных выходных. Но если бы не они, и наша милая девчачья компания, я б тогда точно свихнулась от перегрузок.

Не могу не заметить еще один момент: в конце октября 2005го я нацепила брэкеты. Самые классические, выглядевшие милым железным «забором» на все зубы. Помимо ощущения, что полный рот гвоздей, это было временами еще и дико больно. Потому что зубы в челюсти двигались. Анальгетики отключали боль, но вместе с тем загоняли в сонное состояние, которое сильно мешало жить. Я уж молчу про то, что первое время я дико комплексовала, улыбаясь во всю пасть тем, кто видел меня такой впервые… Впрочем, как я убеждалась и ранее, человека всегда воспринимают ровно так, как он сам себя преподносит. А преподносить я себя уже давно умела...
Вобщем, от обилия информации у меня во второй приезд была в голове такая каша, что по- моему надо мной просто поржали и отпустили с миром. То есть с заветными оценками. И началась подготовка к самому веселому этапу- собственно защите.

Помимо того, что нужно было защититься, процесс утверждения ученой степени весьма бюрократизрован. Масштаб катастрофы предстоящей бумажной возни можно представить, ознакомившись с этим чудесным списочком. О нем знают только те, кто прошел это чистилище, простые смертные счастливы своим неведением и считают, что защититься- это дело на полчаса.




Потихонечку пакет этих бумажек формировался в период с декабря 2005 по май 2006, когда в день Советской пионерии и предстояло самое растерзание диссоветом. На выбор мне предлагали 2 варианта: быть последней из трех претендентов 18 мая, или первой 19го. Нечетные числа мне как-то ближе, а последней быть не люблю. Поэтому выбрала вторую дату.

После того, как определились с защитой, можно было печатать автореферат и рассылать по списку, который включал почти 70 адресов. Разумеется, в апреле- мае 2006го у меня был дичайший завал на работе, ну это как обычно: дурдом сразу и везде. За неделю до защиты я еще и в командировку в область успела смотаться.

Автореферат из типографии забирал папа, мне было некогда. Затем предстояло его отправить. 70 заказных писем с авторефератами и 3 бандероли с диссером- по одному для официальных оппонентов и еще один- в библиотеку КГУ. Вы можете себе представить, что это такое- подписать 70 конвертов?.. я сидела с ними полтора часа. Полтора часа подписывания конвертов. На следующий день я на 2 часа парализовала работу окна приема заказной корреспонденции на Главпочтамте. Сотрудница почты была на грани истерики. Я- тоже. На очередь, выстроившуюся за мной, я даже боялась смотреть...

Мне рассказывали, что на защиту диссера приезжают с родственниками — друзьями. Наивная, я думала, что это для моральной поддержки. И потому решила ехать одна. Ну чо, я большая девочка, нафига мне няньки?....
Только потом я поняла, зачем сопровождающие. Увы, они нужны совсем не для сочувствия. Беготни перед защитой столько, что собственных рук- ног категорически не хватает.

Открываю ежедневник за 2006й год… Я приезжала в Казань в понедельник, 15го мая, утром. В 10 утра 19го была защита. В выходные я планировала написать протокол заседания диссовета, чтобы в понедельник 22го все окончательно оформить и вечерним фирменным отбыть восвояси. Научный, экономя мои деньги, решил не ездить, за что ему огромное спасибо. Но денежки в эту неделю все равно летели направо и налево.
Счастье, что не пришлось переплачивать еще и за гостинцу. У институтского приятеля в Казани жила одинокая тетка, и она за весьма умеренную плату согласилась меня приютить. До сих пор вспоминаю добрым словом людей, которые мне тогда помогли.

15 мая днем я пришла в «гюрзатник». Сотрудница ознакомилась с моим весьма жиденьким «личным делом», и оптимистично заявила буквально следующее: «Девушка, Ваша защита не состоится». Как, почему? А вот оказывается, «у всех остальных аспирантов смотрите какие папочки- битком набиты всякими нужными бумажками, а у Вас эти бумажки где?..»
Терять мне нечего, домой без защиты возвращаться не хочется, и я потихонечку достаю привезенные с собой документы. «Ну зачем же так говорить, вот, смотрите- и это у меня есть, и это, и это...» Кажется, она уже сменила гнев на милость. «Ну ладно, так и быть, посмотрим, что тут у Вас, но если нет экземпляра диссертации в библиотеке- пеняйте на себя! Мне нужна справка о том, что библиотека его получила!»

Я иду в библиотеку, где мне вновь сообщают, что «защита не состоится». Теперь уже потому, что диссера там нет. Как так? Я же отправляла! Посмотрите, пожалуйста, повнимательней!...
Ищут. Находят. Так и не открытую бандероль, уже месяц лежащую в каком-то пыльном углу. Для кого придумано правило, что за месяц до защиты диссер должен лежать в библиотеке ВУЗа, в котором она состоится, чтобы любой желающий мог ознакомиться?.. Нафиг там никому ничего не надо… Ок, получаю заветную справку и снова иду в «гюрзатник». Мне дают еще кучу ЦУ, но теперь хотя бы есть надежда, что я приехала не зря.

Я уже писала, что моя защита осложнялась тем, что проходила по двум специальностям. Помимо дополнительных бумажек, мне нужно было обеспечить на заседании диссовета присутствие как минимум двух докторов наук по каждой из них. Один специально приезжал на мою защиту из Йошкар- Олы, и накануне защиты мне нужно было его встретить и проводить в гостиницу, а после защиты сопроводить на автобус домой. Однако тут тоже был легкий шок, потому что центральная Россия, где за 3 часа рейсовым автобусом можно оказаться в другом регионе. От нас в направлении Москвы или Питера вы будете ехать поездом весь день, и не выберетесь за  пределы области. Впечатляет, ага.

Чем я занималась оставшиеся до защиты дни- я помню смутно, но была совершенно «в мыле». Дух перевела, когда выкроила пару часов поприсутствовать на защитах 18 мая, чтобы хотя бы получить представление о том, как оно бывает.
Затем я в полной мере ощутила, каково это- иметь только 2 руки и 2 ноги и только 24 часа в сутках. Дело в том, что членов диссовета нужно обеспечить кучей всяких бумаг непосредственно в день защиты, а также ручками- блокнотами- минералкой — корвалолом — пластиковыми стаканами и еще черт знает чем. Кроме того, по традиции, после защиты члены диссовета реализуют конституционное право на банкет, который тоже кто-то должен организовать. Дело аспиранта, по идее- защищаться, а не заниматься организацией застолья. Но помощников у меня не было. На мое счастье, эту работу (за умеренную денежку) взяли на себя родственники одного из аспирантов, защищавшегося часом позже меня.

Насколько я потом убедилась, быть на защите первой- это отчаянно. Потому что перерыв на банкет между защитами весьма невелик, но это и не важно, потому что часть членов диссовета после первой защиты «уплывают» к накрытому столу, и так оттуда и не возвращаются. Следовательно, остальным аспирантам гораздо легче.
Процедура защиты — набор формальностей, расписывать которые я не вижу смысла. Весьма забавно на эту тему написано здесь http://posohov.ru/content/view/28/9.
Не могу не поделиться ссылкой на комедию В. Ф. Турчина «Защита диссертации» http://refal.net/zashchita.html
Шутки шутками, но суть ухвачена очень точно.

Пламенную речь для членов диссовета нормальные аспиранты пишут задолго до защиты. Мне, разумеется, было некогда. Помню, что добросовестно села ее писать примерно в 11 вечера накануне «дня икс». Помучившись с полчаса, я поняла, что все равно уже ничего не успею, и просто взяла один из экземпляров автореферата и жестоко его почиркала в нужных местах (ужас-ужас, никогда так не делайте!). С тем и пошла защищаться.

Но день защиты начался вовсем не с защиты, а с очередной проблемы. Мне нужно было доставить на заседание диссовета одного нужного дядечку, без которого моя, конкретно моя защита не могла состояться. Прелесть была в том, что человек был непростой, и меня об этом предупредили. Сказали мне буквально следующее: товарищ очень любит «принять на грудь», и если не успеть его забрать из дома до того, как он сходит в ближайший магазин, то он успееть «принять» и тогда его уже никакими коврижками не выманишь. Можете себе представить, как я нервничала, а самое главное, о чем?.. Нормальный аспирант должен думать в день защиты о защите. Я думала о чем угодно, только не об этом. В полвосьмого утра я заехала за этим товарищем на такси. ОМГ, он был дома и трезв. Но дальше… Все время, пока мы добирались в пробках до университета, он травил байки про свою бурную молодость. Я пыталась настроиться на защиту, а в результате получила такое шоу, что от нашего с таксистом хохота тряслась машина.

Дальше опять началась возня с бумажками, подготовка помещения для защиты, согласование очередных формальностей и т.п. Помню, что бегаю между этажами… в руках бутылки с минералкой, в зубах- стаканы, подмышками- бумаги, меня тормозит секретарь Ученого совета и спрашивает, разложила ли я для членов диссовета авторефераты. Я мотаю головой, что «нет», секретарь в ответ: «Лена, я Вас убью», я отвечаю «ага» и бегу дальше. Это за 5-10 минут до начала защиты...

Помню, что еле успела отдышаться к тому моменту, когда мне дали слово. Помню, что единственное, чего хотелось- выспаться. А ведь после защиты полагался банкет, от которого я категорически хотела увильнуть. Увы, не удалось. Когда меня чуть не силой туда затащили, за накрытым столом оказалось только одно свободное место- в самом центре. И оказывается, меня там ждали. Ужас- ужас… Я реально боялась отключиться, меня шатало от усталости, недосыпа и нервотрепки.Отпила буквально несколько капель из стопки с коньяком, выжала из последних сил порцию благодарственных речей и потихонечку слиняла отзваниваться родным и отсыпаться.

На мое счастье, среди сотрудников университета нашлась барышня, которая опять же за умеренную денежку взяла на себя оформление всех документов для Высшей аттестационной комиссии, иначе мне пришлось бы задержаться в Казани еще на неделю.
В начале октября из Москвы пришла открытка, подтверждающая прием документов на утверждение ученой степени, а еще через месяц- такая же, но уже с печатью ВАК о том, что степень- моя.
Кандидатский диплом был готов к весне, в апреле 2007го его для меня забрали в отделе аспирантуры. Оказалось, что это весьма скромных размеров бумажка, в половину листа формата А4, хотя и с водяными знаками.





Какое это было время… дурдом, да, но такие теплые воспоминания…

Да 10 10

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: vinogradov, Бозов Алексей, Ромашко Елена, shumilova, arbitra, +еще 1
  • 26 Февраля 2012, 00:19 #

    Очень интересная история, браво!(Y)(handshake)(F):)

    +1
  • 26 Февраля 2012, 01:00 #

    Елена Александровна, чем же вам родной Архангельск то не угодил? Как вас занесло в такие дали?

    +1
  • 26 Февраля 2012, 01:42 #

    Елена Александровна! Я вот тоже недавно в Хабаровск катался в аспирантуру поступать, так мне там как ценник совершенно официальный выставили, я просто вынужден был спросить а во сколько мне обойдется диссертация написанная мною за год на собственном материале? Мне как сказали официально, в зависимости от того где защищаться, на круг от 400 до 800 тыс. Так я решил неучем остаться. Неужели в то время это было бесплатно?
    ЗЫ. Если забываю плюсануть публикацию сразу, извиняйте и свистните. Я с первого раза понимаю

    +3
    • 26 Февраля 2012, 09:17 #

      Я училась в заочной бесплатно. Есть варианты и платной аспирантуры, и очной. и заочной, и платного соискательства. Но ценник в Вашем случае явно завышен.
      И за плюсами к публикации я не гоняюсь(wasntme)

      +1
      • 27 Февраля 2012, 01:04 #

        Мне совершенно официально предложили сдать кандминимум по 20 тысяч за экзамен. Я поинтересовался на каком основании они ответили, что дают все чеки и меньше — никак. Я и плюнул. А плюсики они душу греют:) Прочитали, оценили, понравилось!

        +1
  • 27 Февраля 2012, 08:25 #

    Елена Александровна, спасибо за интересное повествование из Вашей жизни, читала и не могла оторваться!

    +1
    • 27 Февраля 2012, 08:30 #

      Может, у кого-то появятся более реальные представления о процессе защиты. Я постоянно сталкивалась с тем, что никто ничего не объясняет, а нюансов здесь- масса.

      +1
  • 27 Февраля 2012, 10:28 #

    Как верно про Казань подмечено! Для меня это тоже был культурологический шок — вечером заснул в России, а проснулся за границей! Для вчерашнего школьника это было потрясением, в миг оказаться нацменьшинством! Конечно, сами годы учебы вспоминаю тепло, несмотря на отдельных личностей.

    +1
    • 27 Февраля 2012, 17:11 #

      Да, действительно, там ощущаешь себя именно «нацменьшинством»… я перед первой поездкой долго заучивала имена- отчества некоторых сотрудников КГУ, поскольку весьма щепетильна в подобных вопросах. Ттт, с дикцией проблем не было даже в «железках» :-)

      0

    Да 10 10

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Воспоминания о защите кандидатской. » 2 звезд из 5 на основе 10 оценок.
    Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
    Южно-Сахалинск, Россия
    +7 (924) 186-0606
    Персональная консультация
    Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
    https://arkhipenko6.pravorub.ru/
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/
    Адвокат Фищук Александр Алексеевич
    Краснодар, Россия
    +7 (926) 004-7837
    Персональная консультация
    Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
    https://fishchuk.pravorub.ru/
    Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
    Пятигорск, Россия
    +7 (960) 228-1228
    Персональная консультация
    Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
    https://lizorkin.pravorub.ru/

    Похожие публикации

    Продвигаемые публикации

    Яндекс.Метрика