26 октября 2021 г. Конституционный Суд РФ признал за потерпевшими от преступлений против собственности право на компенсацию морального вреда (Постановление № 45-П).
Без преувеличения, я назвала его революционным, и удивлена, что до сих пор здесь никто о нем не написал.
Много- много лет назад, только начиная работать с потерпевшими по уголовным делам, я с изумлением узнала, что далеко не все потерпевшие могут получить компенсацию морального вреда, причиненного преступлением: для меня всегда было очевидно, что человек испытывает нравственные страдания от _любого_ преступления, независимо от его вида и тяжести.
Разве мы не чувствуем эмоционального дискомфорта, когда похищают, например, детскую коляску, оставленную у входа в поликлинику? А ведь до сих пор требовать компенсации морального вреда можно было только если та же коляска похищалась из квартиры, т.е. была сопряжена с незаконным проникновением в жилище, нарушением права на его неприкосновенность как неимущественного права.
Описанная в Постановлении ситуация, конечно, довольно специфична: упомянуты только преступления против собственности, составляющие лишь часть преступлений экономического блока. Да и ситуация, в которую попал заявитель, явно причинила ему моральный вред- потерпевшему отказывались выдать тело матери до получения денег.
Цитирую Постановление:
В марте 2017 года И., работавший в должности санитара районного отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Краснодарского края, из корыстных побуждений, имея преступный умысел, направленный на хищение денежных средств, принадлежащих С.Ф. Шиловскому, путем обмана получил от него 6 000 рублей под предлогом оплаты услуги, связанной с подготовкой тела к погребению, оказываемой моргом якобы в обязательном порядке за наличные денежные средства. До момента передачи ему денег И. отказывался выдать С.Ф. Шиловскому тело его покойной матери в день похорон
… вследствие преступных действий И. был вынужден не только понести дополнительные и значительные для него материальные затраты, но и претерпеть сильные эмоциональные переживания от создания И. препятствий проведению похорон матери в установленное ранее время. В результате по сути кощунственных действий И., противоречащих не только правовым, но и принятым в обществе моральным нормам и выразившихся в крайне циничном, пренебрежительном отношении как к достоинству самого заявителя, так и к памяти близкого ему человека, С.Ф. Шиловскому были причинены физические и нравственные страдания (моральный вред).
И, возможно, не в каждом преступлении против собственности мы найдем такую очевидную взаимосвязь между действиями виновного и страданиями потерпевшего. Как указал суд:
… сам факт причинения потерпевшему от преступления против собственности физических или нравственных страданий не является во всех случаях безусловным и очевидным. К тому же характер и степень такого рода страданий могут различаться в зависимости от вида, условий и сопутствующих обстоятельств совершения самого деяния, а также от состояния физического и психического здоровья потерпевшего, уровня его материальной обеспеченности, качественных характеристик имущества, ставшего предметом преступления, его ценности и значимости для потерпевшего и т.д.В этом смысле реализация потерпевшим от преступления против собственности конституционного права на компенсацию причиненного ущерба может включать в себя и нейтрализацию посредством возмещения морального вреда понесенных потерпевшим физических или нравственных страданий, но лишь при условии, что таковые реально были причинены лицу преступным посягательством не только на его имущественные права, но и на принадлежащие ему личные неимущественные права или нематериальные блага, среди важнейших из которых — достоинство личности.Но теперь только от нас, как представителей потерпевших, будет зависеть, сможем ли мы обосновать факт и размер причиненных потерпевшим нравственных страданий.
Дорога открыта, будем работать!


Уважаемая Елена Александровна, а оно ведь, действительно, революционное! Спасибо за информацию!
Уважаемая Елена Александровна, спасибо за новость. Остается лишь доказать наличие прямой причинно — следственной связи между посягательством на материальные блага и нравственными страданиями, а может, в некоторых случаях, и физическими страданиями.
Как вариант — украли зарплату, человек и так живет в натяг, а тут стал вынужденно экономить на самом необходимом, недоедал, потерял в весе, лишился возможности приобрести лекарства — в результате страдал от болезни. Вариантов можно найти много — вопрос доказательств.
Уважаемый Алексей Вячеславович, да, большой вопрос- как пойдет судебная практика. К тому же, перспективы реального взыскания в любом случае часто остаются призрачными.
Уважаемая Елена Александровна, вопрос реальности — это вопрос другого порядка. Самое главное, что есть возможность реализовать само право.
Уважаемый Алексей Вячеславович, пока с доказательствами, на мой взгляд, остаётся старый добрый поход к невропатологу с жалобами на нарушения сна, пропажу аппетита, вялость и апатию в связи с тем-то..., тем-то… Врач это добросовестно фиксирует в карточке, потом получаем справку.
Уважаемый Владислав Александрович, дорогу осилит идущий
Уважаемая Елена Александровна, я тоже недоумевала и сейчас недоумеваю, как можно не признавать очевидность нравственных страданий при преступлении.
Например, я утром выхожу из дома, а у меня машину угнали, а потом нашли ее в кювете. Теперь я вынуждена ее ремонтировать, при этом осталась без средств передвижения и т.д. Но при этом я нравственных страданий не понесла:(
Я неоднократно готовила иски о возмещении материального и морального вреда (морального по настоянию потерпевших), зная, что в компенсации морального вреда откажут. Как и отказывали в возмещении морального вреда при незаконных действиях (бездействиях) должностных лиц.
Но будем надеяться, что тенденция измениться!
Уважаемая Ольга Николаевна, а я даже не про страдания по поводу порчи имущества, я про разрушение иллюзии безопасности мира, как бы громко это ни звучало. Возможно, здесь есть люди с психологическим образованием и подтвердят: потерпевший может оказаться просто без почвы под ногами, особенно если обвиняемый ведет себя цинично в ходе следствия. Ну и вообще для непосвященного человека соприкосновение с нашей системой уголовного преследования может оказаться шокирующим.
Уважаемая Елена Александровна, я поняла, я просто привела пример из реального дела моей подзащитной.
Уважаемая Елена Александровна!
отказывались выдать тело матери до получения денег
Вымогательства/поборы у родственников умершего в той или иной форме — это массовая ситуация.
Доказательственность таких действий — нулевая.
И заниматься реализацией права на компенсацию морального вреда в судебном порядке — себе дороже.
Уважаемый Анатолий Кириллович, по делу приговор суда есть, ничего доказывать уже не надо.
Уважаемая Елена Александровна!
Я не о конкретном деле.
А о «перспективе» массовой реализации права.
Уважаемый Анатолий Кириллович, перспектива будет от нас зависеть. Как сработаем- такую практику и получим.
Уважаемая Елена Александровна!
Успехов!
Да будет милосердна к Вам судьба!
Да поможет Вам вера в себя!
Уважаемая Елена Александровна, спасибо(F) за нужную информацию:)
Уважаемая Елена Александровна, очень интересное постановление! Возьму на заметку! Благодарю!
Уважаемая Елена Александровна, Постановление КС РФ, конечно, имеет свои положительные стороны. Но минус в том, что оно предусматривает компенсацию морального вреда при преступлениях против собственности, но в гражданских делах по нарушению прав собственности нет, несмотря на то, что и в этом случае причиняется моральный вред, особенно если человек пожилой или инвалид или всё вместе, поэтому и возможно заявить только имущественные требования. Как раз в суд «ушёл» иск по такому делу.
Уважаемый Олег Юрьевич, любую хорошую идею можно довести до абсурда. Абсурдом может оказаться в данном случае законодательное разрешение компенсации морального вреда при любых гражданско- правовых деликтах. Думаю, мы до такого не доживем, и это правильно (Y)
Уважаемая Елена Александровна, c одной стороны, может быть и правильным что во всех случаях предусматривать не стоит, но, с другой стороны, а как же быть, если намеренно была цель причинить вред именно личности, путем изъятия собственности и документов на собственность.
Да, к тому же, есть случаи, когда нарушением прав собственности причиняется «сильное нервное беспокойство» либо «сильное эмоциональное потрясение» (если следовать терминологии западных стран), даже без намерения причинить вред именно личности, причем, бывает что и отдаленное во времени. При этом и состава преступления ни правоохранители, ни суд не усматривают.
Уважаемый Олег Юрьевич, «пожилой» и «инвалид» это не клеймо и не делает человека каким-то особенным по умолчанию. Посмотрите на «здоровых» и «молодых», у них может быть не меньше проблем и «страданий».
Уважаемая Елена Александровна, проблемы есть у всех.
Уважаемая Елена Александровна, по таким вопросам есть практика ЕСПЧ.
По поводу погребений и всё что с этим связанно есть хорошая книга М.Елизарова «Земля» там именно про похоронную мафию и её сращивание с чиновниками. Бабло там нехилое крутится
Уважаемая Елена Александровна, спасибо за подсказку.
Действительно, важное постановление, меняющий подход и подводящий к общему знаменателю наряду с гражданскими делами.
Как будет складываться практика, посмотрим.
Коллеги, а ведь теперь можно подать иски о компенсации морального вреда по всем прошлым делам, — на такие требования не распространяется исковая давность (muscle) Проблема может быть в поиске ответчика, ежели он не лишен свободы (angel)