На мой взгляд, заложенные в действующем Законе о защите прав потребителей нормы о штрафах и неустойках максимально стимулируют продавцов и исполнителей не доводить до суда спорные ситуации с потребителями.
Поэтому, для меня всегда удивительно, когда продавец, будучи заведомо неправ, решает отказаться от мирного урегулирования проблемы и доводит дело до судебного разбирательства. Особенно, если этот продавец, как в нашем случае, — крупная и уважаемая сеть магазинов, в которой наверняка есть юристы, знающие о существовании вышеуказанного закона.
Итак, суть проблемы. Клиент приобрел в магазине телевизор стоимостью 42 990 рублей. Через небольшой промежуток времени телевизор перестал нормально работать – стал самопроизвольно включаться/выключаться, изображение стало зависать.
После неоднократных безуспешных попыток продавца осуществить ремонт телевизора, товар был заменен на аналогичный телевизор той же марки.
Через некоторое время уже у замененного телевизора возникли те же самые недостатки.
Так как стало очевидно, что имеет место заводской брак этой модели, мой клиент заявил требование о замене товара на телевизор иной марки примерно такой же стоимости. На это требование был получен отказ со ссылкой на то, что товар качественный, а с момента покупки прошло уже более 15 дней. Также, продавец отказался расторгнуть договор купли-продажи и возвратить уплаченные по нему деньги.
В данной ситуации у нашего клиента оставался один выход — обратиться в суд.
В ходе судебного разбирательства мы предлагали ответчику закончить дело миром на приемлемых для обоих сторон условиях. На наш взгляд, с учетом всех обстоятельств, разумная сумма, подлежащая выплате истцу, составляла 100 000 рублей. Ответчик от этого предложения отказался, заявив, что согласен выплатить лишь стоимость телевизора и ни копейкой больше. Естественно, истца такое предложение не устроило.
По нашей инициативе была проведена судебная экспертиза качества товара, по результатам которой было установлено, что телевизор имеет критические недостатки, устранять которые нецелесообразно.
С учетом результатов экспертизы, суд заявленные требования удовлетворил полностью, взыскал с ответчика 136 470 рублей, из которых 42 990 рублей — стоимость телевизора, 42 990 рублей – неустойка, 5 000 рублей – компенсация морального вреда, 45 490 рублей – штраф. Плюс сейчас в процессе рассмотрения находится заявление о взыскании расходов по оплате услуг представителя и расходов по оплате экспертизы.
Так как в апелляционном порядке решение не обжаловалось, оно вступило в законную силу.
В итоге, вместо того, чтобы исполнить первоначальное требование о возврате 42 990 рублей, продавцу придется выплатить покупателю сумму почти три раза больше — около 150 000 рублей.


Уважаемый Андрей Александрович, мне кажется, что досудебные требования потребителей не удовлетворяются продавцами (исполнителями) по двум причинам:
1. некорректное составление претензии;
2. далеко не все потребители после отказа обращаются в суд.
А вот почему продавцы (исполнители) с таким упорством не признают свою неправоту уже в суде и не пытаются минимизировать свои убытки, остается только гадать.
Уважаемый Евгений Викторович!
остается только гадать
Я отгадал.
Амбиции, заносчивость, бескультурье, в том числе правовое, невежество.
Уважаемый Анатолий Кириллович, что касается правового невежества, то я бы так не сказал, так как большинство ответчиков в суде представляют вполне грамотные и вменяемые юристы.
Уважаемый Евгений Викторович, тоже самое касается и застройщиков — я вот до сих пор понять не могу почему добровольно не выплачивают неустойку, знают же, что суд еще и штраф присудит. А по теме — думаю расчет был на то, что потребитель в суд не пойдет
Уважаемая Наталья Михайловна, потому что суды неустойку нещадно и необоснованно режут.
Уважаемый Евгений Викторович, у нас в регионе взыскивают 100% и не режут
Уважаемая Наталья Михайловна, вышлите мне, пожалуйста, хоть одно решение суда о взыскании неустойки в размере 100% на почту ewgeny.korobow@gmail.com. Это очевидное-невероятное для Москвы и Московской области. :x
Уважаемый Евгений Алексеевич, правда? Я вам скину сразу областного несколько решений. Только в прошлый понедельник суд мой иск удовлетворил 100%, не режут неустойку года 2 уже
Уважаемая Наталья Михайловна, у меня по одному делу, после того, как суд уже взыскал неустойку с Застройщика за просрочку в передаче квартиры, Застройщик ещё порядка 9 месяцев чинил препятствия участнику и отказывал тому в передаче квартиры.
Суд неустойку срезал раз в 5 (!). Сослался на то, что с участника хватит и того, что было ранее выплачено. Мособлсуд поддержал решение суда. Данные 2015 года.
Первая неустойка была снижена в два раза.
Уважаемый Евгений Алексеевич, скинула 2 решения, но практики очень много — Консультант выдает большое количество решений по нашему региону. Застройщики с упорством обжалуют — областной оставляет в силе
Уважаемая Наталья Михайловна, отвечу вечером. Причем, замечу, суды не выходят за рамки сумм, утвержденных им ВС РФ.
Уважаемый Андрей Александрович, для меня тоже загадка, почему не договориться до суда, если все и так очевидно. Неужели не понимают, что теряют гораздо больше.
Неужели не понимают, что теряют гораздо больше. Уважаемая Виктория Викторовна, они имеют больше, ибо мало кто идёт в суд, а те, кто идет в суд получают крохи, и при этом несут временные, физические, моральные потери, потери, как, например, у Застройщиков, вовремя въехать в квартиру.