Также я обратился к федеральному законодателю — Государственной думы РФ со следующими вопросами:
1. Согласно п.4 ч.1 ст.10 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ ответ дается по существу поставленных в обращении вопросов. Означет ли это то, что ответ должен быть дан на каждый вопрос, поставленный гражданином в его обращении?
2. Может ли госорган рассматривать обращение гражданина, в котором он обжалует действия должностных лиц этого же госоргана. Может ли и.о. начальника госоргана рассматривать обращение гражданина, в котором он обжаловал действия начальника госоргана.
После праздников мне из Государственной думы пришел официальный ответ. Согласно ответу:
1. Государственный орган дает письменный ответ на каждый вопрос, поставленный в обращении гражданина.
2. Жалоба может и должна быть рассмотрена только вышестоящим органом либо должностным лицом, но никак не тем органом либо должностным лицом, чьи действия (бездействие) обжалуется заявителем.
К сожалению судебная практика в России неоднозначна и, порой, противоположна. Надеюсь, кому-нибудь пригодиться.
Добавлено: 09:04 20.06.2014
P.S. Направил в Государственную Думу предложения по внесению изменений в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», направленных на уточнений правовых норм:1. Внести изменения в п.3 ст.5, п.4 ч.1 ст.10, заменив «письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов» на «письменный ответ на каждый вопрос, поставленный в обращении».
Это позволит избежать другого толкования. Теперь видно, что ответ дается на каждый вопрос.
2. Изложить п.6 ст.8 в следующей редакции «Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Такая жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом или государственным органом».
Это обяжет рассматривать жалобы на действия (бездействия) только вышестоящих должностных лиц или госорганов, а гражданин получит право на объективное рассмотрение его жалобы.
3. П.5 ч.1 ст.10 изложить в следующей редакции «В течение 3 дней уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией».
Это обяжет государственный орган или должностное лицо оперативно уведомлять гражданина о перенаправлении его обращения в другой госорган или должностному лицу. В настоящее время срок, в течение которого госорган обязан отправить уведомление, не установлен. Я несколько раз сталкивался с тем, что уведомление получал и через 14 и 30 и 42 дня со дня отправки обращения.
4. Также прошу подумать над тем, чтобы гражданин или суд, или вышестоящий госорган или должностное лицо могло отследить факт отправки (не отправки) ответа гражданину. Сейчас ответ направляется простым почтовым отправлением, которое отслеживанию не подлежит, а значит проверить это практически невозможно. Запись в книге отправленной корреспонденции не является достоверным доказательством, так как заполняется должностным лицом в ручную, в любое время, что позволяет внести в нее изменения практически в любое время. Я неоднократно жаловался в вышестоящие госорганы по поводу не получения ответов на мои обращения. Однако мне всегда сообщали, что ответ направлен простым почтовым отправлением, отследить которое невозможно.