
Эти слова принадлежат полковнику Эдварду Хаузу, советнику президента США Вудро Вильсона.
Я закрываю глаза и вижу всё торжество, всю парадность тех, уже далеких событий, современником которых мне довелось быть… Принятие Конституции РФ, провозглашение принципа разделения властей, примата норм международного права, независимости суда, приоритета прав и свобод человека и гражданина, а права мирного собрания граждан без оружия…
Прошло всего лишь 23 года. Для истории это ничто, но как изменился наш мир…
Примат норм международного права озвучен как «диверсия» правового регулирования, которая подлежит устранению для укрепления независимости РФ в правовой сфере; день Конституции РФ ознаменован полицейским задержанием граждан, в том числе и одного из авторов Конституции России, бывшего помощника президента Бориса Ельцина Георгия Сатарова; приоритет прав и свобод человека и гражданина получил свое «развитие» в том, что Мы сейчас наблюдаем, так сказать, невооруженным глазом…
Несбыточными мечтами и неоправданными надеждами в бездну рока уходят и независимость суда вместе с разделением властей, если Мы, прежде всего, говорим об уголовном процессе и делах, где пересекаются интересы…
Что касается дел уголовных, то относительно порядка отправления правосудия всё чаще и чаще звучат слова, характеризующие таковой как его явная деградация.
Мне нравится категория дел о реабилитации лиц, подвергшихся незаконному уголовному преследованию. Этакий небольшой адвокатский праздник, где Минфин, ГУВД, следственный комитет, прокуратура на фоне предстоящего судебного решения выглядят беспомощным пушечным мясом, где всё предрешено. Вопрос только лишь в размерах компенсации морального вреда, взыскания расходов по оплате юридической помощи защитника… Песочные часы перевернулись и песок времени сыплет на головы непотопляемых оппонентов.
Однако, даже дело о реабилитации может заставить поперхнуться уголовно-правой функцией, отчего вопрос «сумасшедший Я, или все остальные» (А. Эйнштейн) становится как никогда актуальным.
Изучая материалы одного прекращенного по реабилитирующему основанию уголовного дела, Я наткнулся на заурядный документ – поручение о производстве предварительного следствия, в котором заместитель руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по КО дает следователю ряд указаний о проведении следственных действий, перечень которых завершает следующее мероприятие:
— решить вопрос с судебной перспективой уголовного дела (совещание с представителями Кемеровского областного суда и Заводского районного суда г. Кемерово).
О, как. Вот Тебе и независимость суда и процессуальная самостоятельность следователя, над которой смеются уже сами следователи, всегда приговаривая «Ну, вы же знааааете…» о том, что все решения по мало-мальски значимому вопросу следователь принимает только после согласования с руководством или прокуратурой, знаю, а вот о совещаниях следователей и судей вплоть до уровня второй инстанции не догадывался, обычно этим грешит прокуратура, согласовывая позицию, при рассмотрении уголовного дела по существу. Но здесь же из юридических кустов вылезли ранее невиданные заячьи уши.
Возможно, это и есть часть той декорации, о которой упоминалось в самом начале публикации, и удивление выглядит детской наивностью. Однако, вера… Всё же есть еще вера, что, перефразируя Платона, закон не полностью находится под властью беззакония и всё же имеет силу, а стало быть до полного краха нам еще далеко…