В одной из своих публикаций адвокат Чернов Р.П. описал прием уголовной защиты под названием «Излом», а в другой — результат его применения.
В адвокатской практике возникает множество ситуаций, возможное развитие которых лучше знать заранее. Поэтому в продолжение темы приемов уголовной защиты хочу поделиться приемом, названным мною, не долго думая, «Пакет».
Достаточно часто будущие наши подзащитные после доставления к следователю или оперативному сотруднику идут на весьма сомнительную сделку: дача признательных показаний в обмен на пойти домой и не быть заключенным под стражу.
Не редко результатом такой сделки является то, что домой человек уходит лишь до приговора, а после его провозглашения оказывается в СИЗО и в последующем этапируется отбывать уголовное наказание.
Случается так, что именно первоначальные признательные показания и составляют основу обвинения, и если бы не они, защита имела гораздо большее поле для маневров.
Несколько лет назад ко мне обратился доверитель, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 159 УК РФ. При разговоре со следователем по телефону при вызове доверителя на допрос правооохранитель однозначно дал понять, что ждет признательных показаний, в противном случае доверитель обязательно окажется заключенным под стражу.
Для понимания ситуации по делу требовалось время, которого как всегда не хватало. Заключение под стражу видилось маловероятным, однако пыл следователя нуждался в качественном охлаждении, для чего и
придумали операцию «Пакет».
В назначенное время мы явились к следователю на допрос, сразу дав понять, что никаких признательных показаний не будет, пользуемся ст. 51.
Следователь, потирая руки, сказал: «Тогда сейчас поедем на стражу».
Мы ждали такого развития событий и были к нему полностью готовы.
По заранее достигнутой договоренности я демонстративно достал из своего кармана полиэтиленовый пакет, развернул его, слегка подвернув края, и положил на стол следователя.
— Леонид, давай.
Очень удивленный следователь спросил что-то вроде: зачем это, что это и для чего.
Тем временем Леонид энергично снял со своей руки часы, с шеи цепь, с пальцев стянул пару колец, вынул ремень, складывая это все в пакет, и начал извлекать из своих ботинок шнурки.
Я сообщил следователю, что в принципе мы почти готовы, вещи передам жене, под стражей это всё при себе иметь нельзя.
После непродолжительного «зависания» следователь минут на двадцать покинул кабинет. Время ожидания мы провели в раздумьях, сопровождающихся, естественно, шутками и смехом.
По возвращении вид следователя был несколько задумчив. Начал выписывать повестку.
Поинтересовались, как скоро мы поедем в суд, а то время поджимает. На что получили ответ: свободных оперов сейчас нет, вот Вам повестка придете после завтра.
Более к теме стражи мы не возвращались.