Пролог.
Загадай мне загадку: кто более непредсказуем гидрометцентр или наше правосудие? Крепко задумаясь, ответа Я Тебе не дам – будут гложить большие сомнения. Брошенная вверх монета вызывает у меня гораздо больше доверия, чем арсенал презумпций, гарантий и прав.
Это было давно. Лето 2005 г. Еще полный наивности студент юрфака КемГУ, но уже помощник адвоката Овчинникова К.С. Я делаю первые шаги в судебных коридорах видя человеков (прим.: «человеков» — слово автора) в мантиях именно такими, коими Они должны быть по словам Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева порядочными, добросовестными и честными, от себя добавлю, конечно еще и умными.
Судебный спор о взыскании компенсации морального вреда и суммы оплаты услуг защитника по делу об административном правонарушении, производство по которому было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения вела тоже еще студентка юр.фака и помощник адвоката Салова Е.Ю.
Иск удовлетворен полностью. Судья Титаева Е.В. взыскала с государства как компенсацию морального вреда, так и денежные расходы. С решением суда можно ознакомиться здесь. Обратите внимание, как просто и понятно юридическое изложение судебного решения.
Лет через пять, будучи адвокатом, такую категорию дел Я называл «можно и порезвиться», что означало отсутствие какой-либо сложности в ведении дела – оно адаптировано, практика устоявшаяся, вперед.
К взысканным расходам за административного защитника в гражданском порядке добавлялись расходы по оплате услуг представителя, что не могло не радовать выигравшего гражданина.
Однако со взысканием компенсации морального вреда в судебной практике что-то пошло не так — стали отказывать. Пример такого дела можно найти здесь.
Время шло и преподносило профессиональные сюрпризы, самым ярким из которых было явное разнообразие судебной практики при неизменности правовых норм и аналогичных обстоятельствах дела. Первый такой face of the table произошел ровно десять лет назад, то были «Чеченские боевые».
Спустя те же десять лет, осенью 2016 г., на страницах Российской газеты можно будет встретить статью с нелепым анонсом:
Оказывается за незаконное постановление о якобы нарушении правил водитель вправе требовать компенсацию, в том числе, морального ущерба с властей.
Так и хочется вопрошать: «Господа, Вы проснулись???».
Ближе к телу…
В своих руках Я держу кассационное постановление Президиума Кемеровского областного суда от 21 ноября 2016 г. по делу № 44г-122, которым отменено апелляционное определение районного суда об удовлетворении иска о взыскании с государства оплаты услуг (юридической помощи) защитника по делу об административном правонарушении.
Фабула проста, раскидаем на пальцах. Постановление ГИБДД – штраф- жалоба защитника в суд — отмена постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава – гражданский иск о взыскании оплаты услуг (юридической помощи) защитника.
Отменяя апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение, президиум явно направил флюгер спора в сторону отказа в иске, указав помимо прочего следующее:
Как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, представитель истца в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции пояснял, что действия инспектора ОБ ДПС ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово П.А.СА., С. не обжаловала.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Учитывая, что действия инспектора ОБ ДПС ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово П.А.СА. в установленном законом порядке не признаны незаконными, а отмена составленного им постановления по процессуальным основаниям не свидетельствует о незаконности таких действий, при отсутствии достоверных доказательств противоправности действий должностного лица, его вины, факта причинения истцу вреда действиями должностного лица, причинной связи между действиями должностного лица и причиненным лицу вредом, и не влечет обязанности Российской Федерации возместить истцу причиненный вред.
При рассмотрении гражданского дела никаких доказательств, подтверждающих виновность инспектора ОБ ДПС ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово П.А.СА., составившего постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении С. к административной ответственности, в материалы дела представлено не было.
Таким образом, отсутствие вины С. в нарушении Правил дорожного движения на основании материалов дела не установлено и не установлен факт противоправности действий инспектора ОБ ДПС ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово П.А.СА. при составлении постановления по делу об административном правонарушении в отношении С.
Однако это не было учтено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, что повлекло за собой неправильную квалификацию возникших отношений между сторонами и, соответственно, неправильное применение норм права, что является основанием для отмены вынесенного судебного постановления.
Президиум находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Надеюсь, всем всё ясно?! «Отсутствие вины С. в нарушении ПДД РФ на основании материалов дела не установлено и не установлен факт противоправности действий инспектора ГИБДД при составлении постановления по делу об административном правонарушении».
Это при имеющемся-то судебном решении о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения отсутствие вины не установлено?
Как говорил один из литературных персонажей: «Однааако!».
Годами ранее приведенная выдержка из кассационного постановления всегда встречалась в возражениях ответчиков министерства Финансов РФ, МВД РФ, ГУВД по КО. Махнув рукой на приведенные формулировки, представляющие интересы граждан юристы называли их заурядным бредом, поскольку будучи отвергнутыми никакого эффекта на суд они (формулировки) не производили. Иски удовлетворяли.
Ныне новая игра.
Затаим дыхание – «Приз в студию!».
В правовой базе «КонсультантПЛЮС» размещена утвержденная 19 января 2015 г. президиумом Кемеровского областного суда Справка № 08-22/46 «О причинах отмены в кассационном порядке судебных постановлений мировых судей судебных участков Кемеровской области и апелляционных определений районных (городских) судов Кемеровской области в 2014 году», где в п. 4 раздела «Нарушения, допускаемые при применении норм материального законодательства», сказано, приведем текст полностью, следующее:
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях лица состава правонарушения, указанное лицо имеет право на возмещение расходов на оплату труда защитника на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ за счет средств соответствующей казны.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а в ст. 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвующего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
Таким образом, при отсутствии в законе иного порядка возмещения указанных расходов при прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 1 ст. 24.5 КОАП РФ подлежат применению правила, установленные ст. ст. 1069 — 1070 ГК РФ, в соответствии с которыми расходы на оплату услуг труда защитников (представителей) возмещаются за счет соответствующей казны.
Кроме того, поскольку указанные убытки являются расходами лица, понесенными на оплату услуг представителя по административному делу, то по аналогии в данном случае применены положения ст. 100 ГПК РФ о возмещении соответствующих расходов в разумных пределах.
Часть 1 ст. 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Нарушение данных норм права повлекло за собой отмену апелляционного определения Центрального районного суда г. Новокузнецка по делу по иску Т. к Министерству финансов РФ в лице отдела N 11 Управления Федерального казначейства по Кемеровской области о возмещении убытков.
Истец в обоснование указанных требований ссылался на то, что ему были причинены убытки в виде расходов на оплату услуг представителя, которые он вынужден был понести в связи с защитой своих интересов по делу об административном правонарушении. Убытки истца Т. возникли в связи с составлением в отношении него протокола об административном правонарушении инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД при Управлении внутренних дел по г. Новокузнецку. Впоследствии производство по делу об административном правонарушении на основании вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка N 1 Заводского района г. Новокузнецка от 19.08.2013 г. было прекращено в связи с отсутствием в действиях истца состава административного правонарушения.
Мировой судья, разрешая спор по настоящему делу, пришел к обоснованному выводу, что протокол об административном правонарушении был составлен, и, соответственно, производство по делу возбуждено без достаточных правовых оснований, чем были нарушены права и свободы Т., который понес убытки в виде расходов по оплате юридических услуг. Иск был удовлетворен частично, поскольку размер подлежащих взысканию убытков мировой судья определил в соответствии со ст. 100 ГПК РФ с учетом сложности дела и времени, затраченного на его рассмотрение, соотносимости расходов с объемом защищаемого права, принимая во внимание принцип разумности и справедливости.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение мирового судьи и принимая новое решение об отказе в иске указал, что протокол об административном правонарушении в отношении Т. составлен в рамках служебных обязанностей сотрудников ГИБДД, в связи с чем их вины в привлечении истца к административной ответственности не имеется.
Однако данные выводы суда апелляционной инстанции противоречат приведенным выше нормам права и установленным по делу обстоятельствам. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено на основании ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ. В связи с защитой своих интересов Т. понес расходы на оплату труда лица, оказывавшего ему юридическую помощь, следовательно, истцу был причинен вред в виде этих расходов и они подлежат взысканию в его пользу в разумных пределах (Постановление президиума Кемеровского областного суда от 13 октября 2014 года по делу N 44г — 46).
Забавная Справочка, не правда ли…
«Эх, говори Москва, разговаривай Рассея...». Жив Великий М.Булгаков и по сей день.
Так что там у нас в Москве и в России?
Обратимся всё к той же до боли знакомой правовой базе данных «КонсультантПЛЮС», где размещена явно положительная для граждан по данной категории дела судебная практика, примерами которой подкрепляю свой тезис:
— Определение Верховного Суда РФ от 13 января 2016 г. N 306-ЭС15-18462;
— Определение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2016 г. N 310-АД15-20132;
— Определение Верховного Суда РФ от 12 января 2016 г. N 303-АД15-18358;
— Определение Верховного Суда РФ от 20 сентября 2016 г. N 305-ЭС16-11215
— Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2017 г. по делу N 33-5307;
— Апелляционное определение Челябинского областного суда от 30 января 2017 г. по делу N 11-779/2017;
— Апелляционное определение Воронежского областного суда от 20 декабря 2016 г. по делу N 33-8863;
— Апелляционное определение Свердловского областного суда от 8 декабря 2016 г. по делу N 33-9691/2016;
— Апелляционное определение Санкт-Петербургского областного суда от 18 октября 2016 г. N 33-18039/2016;
— Апелляционное определение Ростовского областного суда от 29 сентября 2016 г. по делу N 33-16849/2016…
Как же мотивируют судебные инстанции Российского масштаба решения об удовлетворении иска? Признаться, ничего нового не изобретено, мотивируют так же, как и ранее это делали суды Кемеровской области:
Принятие постановления по делу об административном правонарушении о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения свидетельствует о необоснованности привлечения гражданина к административной ответственности, и в силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в абз. 4 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является достаточным основанием для возложения обязанности по возмещению вреда, выразившегося в расходах на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Нужно сказать, что практика удовлетворенных исков не знает примеров предварительного оспаривания (обжалования) действий сотрудника ГИБДД с целью признания таковых незаконными в качестве условия взыскания суммы оплаты услуг защитника.
С какого неба судьи президиума Кемеровского областного суда взяли мысль о необходимости оспаривания (обжалования) действий сотрудника ГИБДД с целью признания таковых незаконными как условие удовлетворения иска, остается загадкой.
Что произошло с нашим президиумом Кемеровского областного суда, заставившее развернуть устоявшуюся судебную практику в противоположную сторону, явно нарушая единообразие судебной практики, ради которой, надо заметить, совсем недавно был упразднен ВАС РФ, остается только гадать.
Послесловие.
Очень часто на страницах интернет изданий, в торжественных речах весьма высоких должностных лиц, среди которых и Президент РФ В.В, Путин, звучат высокопарные слова об авторитете судебной власти, об уважении и новых уровнях развития.
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в интервью телеканалу «Россия 24» указал на то, что
Судебная власть должна сама обеспечить конкурентоспособность и завоевать доверие россиян, этот вопрос не решить путем судебной реформы и объединения судов.
Мне видится, что любой авторитет и уважение покоятся, как минимум, на компетенции, выдержанности, последовательности, рационализме, твердости, надежности, компетентности.
Можем ли Мы отыскать указанные качества в современной правовой действительности? Вот и Я затрудняюсь с ответом. Сильная вышла загадка.
Непредсказуемость результата, противоречивость правовых позиций, игнорирование очевидных истин и доводов о явных нарушениях не самым лучшим образом сказывается на образе правоприменителя.
В январе этого года в отношении моего доверителя мировой суд прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 Кодекса РФ об АП в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что является основанием для «административной» реабилитации.
Судьба гражданско-правового иска в судах системы Кемеровской области нам уже заведомо известна. Посмотрим, что скажет Верховный Суд РФ, сломает ли он порочную практику местного президиума.
До того на имя Председателя ВС РФ с приложением необходимых документов будет направлено обращение на предмет пояснений – что же происходит с судебной практикой здесь, в Кемерово?!
Продолжение темы следует… А пока чувствуем себя счастливыми...